----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Адольф Иванович Фесслер
(1826—1885)

Адольф Иванович Фесслер (1826-1885) ребенком вместе с семьей родителей приехал в Крым, в Симферополь. В гимназии преподаватель рисования, художник Гросс, увидев стремление к искусству одаренного ученика, порекомендовал ему поехать в Феодосию и учиться у И. К. Айвазовского. Маэстро, как известно, всячески поощрял молодые дарования и покровительствовал им.

В годы обучения А. И. Фесслера под руководством мариниста он зачарованно наблюдал за работой известного художника и копировал его картины. Таким образом молодой человек довольно быстро овладел техническими приемами живописи и стал лучшим копиистом И. К. Айвазовского того времени. Постепенно совершенствуя свое мастерство, художник со временем начал работать самостоятельно и стал писать в основном крымские виды.

А. Фесслер. Симеиз. Морской берег, 1884
Симеиз. Морской берег, 1884

А. Фесслер. Ялта, 1869
Ялта, 1869

  
После бури море успокаивается. Обломки разбитого корабля стараются вытащить на берег два человека. Высоко поднимаются скалы, замыкая бухту. Так любил изображать скалы И. Айвазовский, но он, кроме того, умел передать и воздух, окутывающий природу, отчего дальний план у него никогда не был одинаково чётким, и это придавало большую правдивость его картинам. А. Фесслеру не удалась эта передача, но волна, набегающая на берег, пена, оставшаяся на песке - написаны мастерски, реально и очень похаже на изображение их в картинах И. Айвазовского. А. Фесслер прекрасно понимал небольшие размеры своего дарования и стремился подражать своему любимому учителю.

Много работавший в картинной галерее своего учителя, был лучшим копиистом его произведений. В первых самостоятельных работах Фесслера еще ощутимы элементы подражательности искусству прославленного мариниста. Пройдя хорошую подготовку у Айвазовского, начинающий художник в 1860 году поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сведения о его ученичестве в Москве отрывочны. Можно предположить, что там он бывал наездами, большую часть времени работал в Феодосии под руководством маэстро. Внимательное изучение натуры, трудолюбие помогли А. И. Фесслеру найти свой живописный язык.

--

К середине 60-х годов А. И. Фесслер начал писать профессионально, преодолев некоторую робость своих ранних произведений и используя собственный стиль и композиционно-живописные приемы. Больше всего ему удавалось изображение спокойного, умиротворенного моря, поэтому его лучшие картины имеют выраженное лирического звучание и спокойный, гармоничный колорит. В них нет той внешней эффектности и экзальтированности, которые часто бывают свойственны романтическим произведениям. Восприятие природы художником и ее изображение на полотне реалистично. Живописец обладал редким талантом почувствовать подлинную красоту природы в самых будничных ее состояниях.

Картины, созданные им в 1860—1880 годах, говорят о творческой зрелости мастера, хорошо владеющего профессиональной техникой. Для некоторых его произведений характерна повествовательность. К этому периоду и относятся экспонируемые работы.

В картине «Феодосия» (1866) город показан с той точки, откуда его не раз изображали Айвазовский и другие художники. Умело написаны неподвижная гладь залива, высокое небо, тонко передана прозрачность воздуха. Колорит пейзажа, построенный на сочетании голубого, розового, оливкового и серого цветов, создает настроение тихой умиротворенности, покоя.

Фесслер был талантливым рисовальщиком, он с любовью изображал деревья, горы, бухты. Детальной проработкой отличаются и его живописные произведения. Так же тщательно, как в «Феодосии», прописаны детали ландшафта в картине «Ялта» (1869). Сохраняя полную правдивость изображения, даже документальность, художник создал произведение, проникнутое лирическим настроением.

От рассмотренных камерных работ отличается своим содержанием картина «Симеиз. Морской берег» (1884). Чувство тревоги навевают изображенные на ней бурное море, небо, по которому плывут грозовые облака. На фоне неба четко вырисовывается знакомый силуэт горы Кошка.

В отличие от И. К. Айвазовского А. И. Фесслер в своем творчестве обычно обращался не к исключительным, эффектным, а к обыденным мотивам. И ему удалось раскрыть красоту природы края, где он жил и работал. Высшим идеалом А. И. Фесслер считал искусство И. К. Айвазовского, но смог найти собственный живописный язык, характерные сюжеты и темы, и своим творчеством внес лепту в развитие отечественного морского пейзажа.

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.