|
Константин Федорович Богаевский |
Полотно написано автором практически сразу после окончания им Академии художеств и окончательного возвращения молодого художника в Феодосию - здесь он будет жить и работать до конца своей жизни. К. Ф. Богаевский художник исторического пейзажа, на протяжении долгих лет он будет возвращаться к мотивам, отражающим историю родного города. В этой картине избражён мыс, который сейчас называется м. Св. Ильи. Мерцает тусклая звезда на ночном небосклоне, тяжёлые волны бьются у подножия скалы. И небо, и море показаны узуой полоской - центра картины заполняют древние стены, некогда замыкавшие средневековый город. Всегда, изображая крымские города, далёкого прошлого, К. Ф. Богаевский показывает мрачное небо, тяжёлые свинцовые тучи, словно мыслями своими уходит он в мрачное средневековье. |
К. Ф. Богаевский — признанный мастер исторического пейзажа; прекрасный мастер акварели; он великолепно рисовал карандашом, углем, тушью, пером, сангиной (карандашом красно-коричневых тонов). Художник создал много акварелей-этюдов. Написанные в один-два приема, они, как правило, отличаются легкостью исполнения, свежестью и гармонией цвета. Но главное в них — композиционная завершенность, сочетающаяся с достоверностью изображения. Его творчество тесно связано с древней землей Восточного Крыма, с Феодосией.
--
Вот что писал об этом сам художник: «Древние греческие поэты и историки, говоря о Крыме, называли его легендарным именем «Киммерия» — по имени обитавшего здесь когда-то народа киммерийцев... В своих композициях я пытаюсь передать образ этой земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, с своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня и теперь неисчерпаемым источником для композиции».(Цит. по кн.: Мастера советского искусства о пейзаже. М., 1963, с. 93.)
Художник ищет в ландшафтах Восточного Крыма следы прошедших эпох, следы, оставленные людьми; земля в его картинах несет на себе отпечаток человеческой деятельности (остатки полуразрушенных крепостных построек, «пещерные города»), но в пейзажах К. Ф. Богаевского мы не найдем изображений самих людей. Одно из ранних произведений Богаевского — картина «Древняя крепость» (1902).
На ней изображен массивный каменистый мыс в окрестностях Феодосии с руинами старой крепости. Заброшенные остатки крепостных стен громоздятся по всхолмленной земле, изрытой морщинами и складками. Мертвый зеленоватый свет луны и одинокая звезда на узкой полоске неба навевают мысль о родственности этих древних холмов каким-то иным далеким мирам, затерянным в бесконечности Вселенной. В картине «Древняя крепость» проявились черты, присущие всем ранним произведениям художника: высокая линия горизонта, обобщенность форм, напряженный, мрачный колорит, перегруженность красочного слоя.
Еще одним учителем и близким другом стал для Богаевского художник Константин Кандауров. Их знакомство произошло в Крыму в 1903 г., когда К.Кандауров приезжал в имение Баран Эли к своему приятелю Михаилу Латри. Восхищенный работами К.Богаевского он взял на себя роль импресарио молодого художника, посвятил себя организации его выставок руководству из столицы его творчеством и всемерной пропаганде его незаурядного таланта.
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|