|
|
Первые десятилетия работы картинной галереи АйвазовскогоВыставочный зал выглядел празднично. На его стенах висели большие картины, работы малых размеров были установлены на мольбертах. На темном фоне стен выделялись белые мраморные статуи – копии с античных скульптур.
Проведенная в 1892 г. реконструкция галереи (закладка боковых окон, устройство верхнего света) позволила выставлять большее количество произведений художника. Собрание картин в выставочном зале при жизни И. К. Айвазовского не было постоянным: многие работы отправлялись на выставки в другие города России, их заменяли новые, только что написанные мастером. Посетителями галереи были жители города и пассажиры пароходов, заходивших в Феодосийский порт. В течение первых 20 лет существования коллекция галереи и её экспозиция не были постоянными. И. К. Айвазовский часто устраивал выставки своих работ в городах России и за рубежом. Картины продавались и, как правило, не возвращались в Феодосию. Художник работал довольно быстро, в течение нескольких месяцев зал заполнялся новыми произведениями. Таким образом, одна экспозиция сменяла другую, и зрителей в галерее всегда ожидали новые впечатления. Большое количество посетителей было в доме живописца летом и осенью, когда в Феодосию заходили пассажирские пароходы. Особенно привлекала публику близость самого художника. Интересные факты приводятся в мемуарах современника И. К. Айвазовского В. С. Кривенко: "В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим полотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремленными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен. Он не стеснялся присутствием гостей, усиленно приглашал нас в свою мастерскую. Не отрываясь от мольберта, он шутил и работал, работал неустанно. По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица можно было сказать, что такой труд – истинное наслаждение. Быстро, уверенно, без этюдов набрасывал он волны, изученные им во всех, казалось бы, неуловимых мелочах. Под кистью художника набросанные на полотно контуры оживали, вздымались, пенились, рассыпались серебристыми брызгами". -- Дом И. К. Айвазовского был открытым для друзей. В нем бывали и гостили многие выдающиеся деятели культуры того времени, художники, музыканты и артисты. Сцена в выставочном зале – это первые публичные подмостки Феодосии. Здесь выступали А. Рубинштейн, Г. Венявский, играли актеры Малого театра К. Варламов, К. Сазонов и другие выдающиеся мастера искусства того времени. В 1900 г., согласно завещанию И. К. Айвазовского, картинная галерея стала собственностью Феодосии. «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу…» – гласит завещание. В собственность города перешло 49 картин художника. В завещании указывалось, что «заведывание галереей должно быть возложено на достойнейшего из внуков или правнуков» Айвазовского. Но, как видно из архивных документов, хранящихся в Феодосийской картинной галерее, преемники великого мариниста не считали для себя большой честью исполнение этих почетных, но трудных обязанностей. Сохранилось несколько заявлений (в 1906 г. – от внука И. К. Айвазовского М. П. Латри, в 1907 – от его зятя Н. М Лампси и другие) с просьбой об освобождении от заведования галереей. С 1900 по 1917 гг. заведующие часто менялись, общего руководства галереей по существу не было. К тому же, средства, выделяемые городской управой на ее содержание, были ничтожно малы. Так, в 1915 г. они составляли всего 589 рублей, из которых 389 рублей предназначались на наем сторожа, 100 – на отопление, 100 – на необходимые расходы. Вся работа по изучению наследия И. К. Айвазовского свелась в те годы к выпуску небольшого каталога-листовки, где были лишь перечислены названия находившихся в галерее картин знаменитого мариниста. Собрание совершенно не пополнялось; на стенах выставочного зала висели одни и те же произведения – полотна, подаренные художником городу. Осенью 1914 г. (когда уже шла первая мировая война), в связи с угрозой бомбардировки города с моря, картины Айвазовского были перевезены в Симферополь. Лишь в марте 1918 г. стало возможным возвратить их в Феодосию. Картины были доставлены в дом И. К. Айвазовского, но ввиду сложной обстановки оставлены не распакованными в ящиках. В годы гражданской войны и интервенции здание картинной галереи нередко использовалось для постоя воинских частей. В одной из газетных заметок 1918 г. сообщалось, что постояльцами – германскими солдатами – «в галерее Айвазовского вырублены рамы окон и порублены на щепки скамьи». После установления в городе советской власти (14 ноября 1920 г.) комиссия ВЦИК и СНК РСФСР приняла решение освободить дом И. К. Айвазовского от частных жильцов и учреждений и использовать его для «целей исключительно художественно-научного назначения». 11 августа 1921 г. Крымский ревком объявил дом Айвазовского с картинной галереей собственностью республики. Художественное наследие мариниста перешло в ведение Крымского отдела народного образования, в котором был создан специальный подотдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусств. на верх страницы::Картинная галерея Айвазовского::на главную |
|
|