----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Энциклопедия моря, часть 1
Иван Константинович Айвазовский

В мае 2001 года две картины Ивана Айвазовского стали гвоздем аукциона «Сотбис», будучи проданными: одна — за 270 тысяч долларов, другая — за 54 тысячи. А через месяц фамилия художника вновь замелькала в прессе: из здания Русского географического общества в Петербурге была похищена картина «Затмение солнца в Феодосии в 1851 году». Основной версией следствия был заказ некоего коллекционера, собирающего исключительно полотна Айвазовского...

Все как у людей. И продают за большие деньги, и крадут — чем не доказательство абсолютной актуальности художника? И вместе с тем высоколобая критика все чаще подбрасывает мысль: Айвазовский — это попса от живописи. Его картины — коммерческие перепевы мотивов европейских маринистов, приспособленные к потребностям местной публики. И признаваться в любви и уважении к его творчеству — все равно что расписываться в полном отсутствии художественного вкуса.

Их можно понять, этих эстетов, видевших море только с комфортабельного пляжа. Ниспровергнуть авторитет-другой в искусстве — лучший способ прослыть его знатоком, современным и независимым в суждениях. Но времена и критики меняются. …А море на картинах Айвазовского остается живым. И вечным.

  

Айвазовский, Девятый вал, 1850
Девятый вал, 1850
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Айвазовский, Волна, 1889
Волна, 1889
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  

В России - "Девятый вал" одно из любимейших произведений отечественной живописи, растиражированное в миллионах (если не миллиардах) экземпляров репродукций. Причем огромная популярность пришла к нему сразу же после его первого показа широкой публике, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поток людей, желавших тогда взглянуть на "Девятый вал", не иссякал, многие ходили смотреть его по несколько раз, и это чем-то напоминало случившееся шестнадцатью годами раньше паломничество к "Последнему дню Помпеи" Брюллова.

Вообще, Брюллова не случайно записывают в прямые учителя Айвазовского, хотя в Академии последний посещал совсем другую мастерскую. Многое роднит этот шедевр с брюлловской "Помпеей" - обе эти картины явили собой высший расцвет романтизма в русском изобразительном искусстве. Вскоре пришли другие времена, когда "страсти роковые" перестали пользоваться популярностью, уступив место "правде жизни". Айвазовскому немало досталось от новейшей критики, но даже ее апологет, В. Стасов, неизменно признавал, что "маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный".

--

В приснопамятные времена господства социальной критики (и социального искусствоведения в том числе), придумавшей деление романтизма на романтизм реакционный и романтизм прогрессивный, не однажды предпринимались попытки истолковать "Девятый вал" как политическую аллегорию. При этом вспоминалась и волна революций, в 1848 году пронесшаяся над Европой, и общее "похолодание" российской жизни в конце 1840-х годов, и безвременная смерть Белинского, с большой симпатией относившегося к творчеству Айвазовского, и итальянские события... Впрочем, все было шито белыми нитками, и автор "Девятого вала" к этим построениям, по большому счету, не имеет никакого отношения.

Он не играл в аллегорические игры, а просто был влюблен в стихию, в шторм, в бурю. Морскую бурю он - человек, всю жизнь проживший рядом с морем, - знал не понаслышке. Любопытно одно признание живописца. В 1844 году корабль, на котором он плыл из Англии в Испанию, попал в страшный шторм - после этого в европейской прессе появились сообщения о гибели к тому времени уже прославившегося художника. К счастью, эти сведения оказались ошибочными. Впрочем, поволноваться пассажирам судна действительно пришлось немало. Многие обезумели от страха - но не Айвазовский: в нем, по его собственному признанию, "страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною".

"Девятый вал" представляет собой типичное романтическое противопоставление "Человека" и "Стихии". Последняя страшна своей неразумной силой, но вместе с тем прекрасна. Сюжетно картина Айвазовского "Волна" (1889) почти повторяет "Девятый вал", но колористическое и эмоциональное решение этих полотен совершенно разнится.

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную

Бухта Золотой Рог.Турция 1845
И. К. Айвазовский Бухта Золотой Рог.Турция 1845

Венеция, 1844
И. К. Айвазовский Венеция, 1844

Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице биографии художника.


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.