«Пещерные города» Крыма – развалины городов, крепостей, монастырей, расположенные в юго-западной части Крымского полуострова, вблизи долин рек Альма, Кача, Бельбек, Чёрная, на возвышенностях Внутренней гряды Крымских гор – на плато столовых гор и скалистых мысах. На территории «пещерных городов» находятся вырубленные в толще мягких известняковых пород различные по своему назначению помещения. Возникли в эпоху средневековья. Самые большие по площади «пещерные города» - это города: Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Кыз-Кермен, Чуфут-Кале. Крепости: Бакла, Тепе-Кермен, Сюреньское укрепление, Кыз-Куле, Каламита. Монастыри: Успенский пещерный монастырь (ныне действующий), Качи-Кальон, Шулдан, Челтер-Мармара, Челтер-Коба, Инкерманский пещерный комплекс (монастыри Инкерманской долины) и другие.
Искусственные пещерные ансамбли Крыма, как и современные города – Симферополь, Бахчисарай, Инкерман и Севастополь, - расположены преимущественно вдоль древнего сухопутного пути, который вёл из степей Северного Причерноморья в Херсонес Таврический. Часть Внутренней гряды, на которой расположены «пещерные города», имеет протяжённость около 40 км. Название «пещерный город» - условное. В древоности многие пещерные сооружения Эски-Кермена, Мангуп-Кале и некоторых других «пещерных городов» находились в тесной связи с наземными зданиями, в настоящее время не сохранившимися.
Подбойная могила – вырытая в земле могила с нишей (подбоем), устроенной в боковой части могильной ямы. Тело умершего помещалось в нишу, которая закрывалась деревянной или каменной плитой, а могильная яма заполнялась землёй или камнями. Вероятно, это делалось с целью скрыть захоронения от грабителей. Захоронения в подбойных могилах были распространены на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в период с 4-го века до нашей эры по 8 век нашей эры. Захоронения этого типа характерны для сармат и для наследников традиций этого народа.
Пилон - столб, поддерживающий плоское перекрытие, элемент оформления портала.
Пилястр, итал. - плоский вертикальный выступ на поверхности стены.
Прописи - тонкие полоски краски в верхнем слое живописи, уточнявшие детали и придававшие изображению объем.
Позем - прорисовка складок одежды более светлыми полосами краски.
Придел - бесстолпная пристройка с южной или северной стороны храма, либо специально выделенная часть основного пространства храма с дополнительным алтарем внутри для отдельных богослужений. В православном храме особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, т. е. престол и жертвенник с принадлежностями и пр. Подобно главному алтарю, он отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею, клиросы и хоругви. Приделы устраиваются в более просторных храмах для того, чтобы в один день можно было в одном и том же храме совершить литургию дважды или трижды (смотря по числу приделов), так как на одном престоле литургия священнодействуется не больше одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен бывает к востоку, параллельно главному алтарю, несколько впереди его, или несколько позади, или по сторонам его, а не сбоку, в северную или южную сторону, что имеет место в церквах католических.
--
Протезис, от греч. - «предложение». В раннехристианский период - стол, на который члены общины складывали свои приношения для евхаристии. Примерно с IX в. так стали называть престол жертвенника, где совершалась проскомидия или приготовление хлеба и вина для Евхаристического Таинства. Ныне помещение для подготовки хлеба и вина в отдельном литургическом обряде проскомидии, совершаемом перед началом Евхаристии. Жертвенником также называется и сам столик, на котором совершается обряд проскомидии.
В раннее время, начиная с IV века, хлеб и вино для совершения евхаристии в константинопольской традиции приготовлялись в отдельном от храма небольшом здании — скевофилакии, а в Сирии — в пастофории, особой комнате внутри храма. К VIII в. в Константинополе приготовление хлеба и вина к литургии было уже существенно ритуализировано (первоначально приготовление сводилось только к отбору лучших хлебов и разбавлению водой наиболее качественного из принесенного народом вина; в VIII в. уже существовали особые молитвословия на приготовление Даров, а из литургийного хлеба особым образом вырезалась часть) — с этого времени византийская литургия немыслима без особого обряда протезиса.
В VIII в. и далее — по крайней мере, до 1204 г., — обряд протезиса в константинопольской Св. Софии происходил в скевофилакии. Однако с появлением обряда протезиса для него может выделяться особая ниша в наосе, чаще всего размещавшаяся к северу от алтаря. В XII–XIV вв. обряд протезиса подвергся окончательному усложнению и приобрел уже современную форму с использованием многих просфор и четкой фиксацией молитвословий над каждой из них. Важным изменением в отношении к обряду протезиса, укоренившемся к XIII в., стало запрещение совершать его диаконам; раньше его совершали именно они.
Итак, с XIII в. обряд протезиса уже воспринимается как особое необходимое священнодействие, символ жертвы, и поэтому он должен совершаться только священником, и поэтому же зона протезиса перемещается в алтарную часть — или непосредственно в алтарную апсиду, или в соединяющуюся с ней северную апсиду. Так протезис из объема внешнего по отношению к алтарю (действительно, Дары приносятся из протезиса в алтарь) становится частью алтарного пространства. Константинопольские храмы IX–XI вв. часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV в. три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в знакомые нам — алтарь (средняя апсида), протезис (русский «жертвенник» — северная апсида) и диаконник (южная апсида). К XIV–XV вв. устройство протезиса сформировалось окончательно.
Распалубка - выемка в своде над оконными проемами в виде сферического треугольника.
Регистр росписи - на стенах православных храмов росписи располагались горизонтальными группами. Например, в апсиде византийского храма верхний регистр занимал Деисус, средний - сцена Евхаристии, нижний - святители.
Рипида, греч. - изначально веер или опахало. Ныне золоченый круг с ликом шестикрылого серафима. Р. носят иподьяконы при архиерейском служе¬нии. На древних изображениях Р. часто можно видеть в руках ангелов, служащих Господу.
Руны - в герм, языках - «шепот», «тайна». Знаки и буквы древнегерманского магического алфавита «старший футарк»). Не его основе арианин Ульфила в IV в. создал алфавит, которым написан древнейший вариант Библии на готском языке.
Салтово-маяцкая или просто салтовская археологическая культура VIII -первой пол. X в. - название получила по месту открытия у ее. Салтово и Маяки на Харьковщине. Распространена в Подонье, Приазовье, на Северном Кавказе и в Таврике, на землях, находившихся в составе Хазарского каганата. В сложении СМК участвовали, кроме собственно хазар, аланы и праболгары. Последним принад¬лежал Таврический вариант СМК. Культура исчезает в середине X ст.
Санкирь - общий фоновый слой краски при изображении личного - выступающих из под одежды частей лица, рук, ног.