|
Пещерный храм Донаторов |
|
На западной стене бокового нефа в центре изображён бородатый мученик в полный рост, в правой руке он держит процветший крест на уровне плеч. Н. И. Репников видел часть имени мученика, до нашего времени этот фрагмент не сохранился.
Справа от него небольшая фигура монахини. Она одета в зеленовато-умбристую мантию, под ней тёмно-синий хитон; на голове коричнево-бордовый оморф. От лика монахини сохранилась только нижняя часть: губы и подбородок. Руки её молитвенно простёрты к мученику.
С другой стороны от мученика бородатый донатор в головном уборе с меховой опушкой, которую можно принять за корону, особенно глядя на воспроизведение фрески в книге О. И. Домбровского. Уже давно было замечено, что "Донатор" имеет восточные черты лица, что было характерно для византийского портрета начиная с 11-12 веков.
Слева от него находится женщина в головном уборе, который весьма напоминает кокошник. Руки их молитвенно простёрты влево - к изображению святого воина на северной стене. От ликов здесь остались только подбородки; сохранились также верхние части головных уборов. Над головой мужчины Н. И. Репников видел фрагмент молитвенной фразы. Между фигурами донаторов, остатки ещё одной надписи.
В западной части северной стены фрагментами сохранились четыре фигуры. Два святых воина изображены в полный рост. Сохранилась часть нимба, а также рука, держащая копьё, ближнего к донаторам. У нимба остатки надписи "Святой Георгий".
Между большими фигурами воинов находится ещё одна небольшая фигурка со скрещёнными на груди руками. Сейчас с трудом моно рассмотреть кисти рук и часть одежд на груди, лика не видно совсем. Над этой фигурой надпись, возможно, имя Феодор. Справа от святых воинов остатки нижней части небольшой фигуры, почти полностью уничноженной ещё в древности при сооружении прямоугольной ниши, размерами 0,65 на 0,75 на 0,20 м. Этой нишей нарушена и правая половина изображения одного из воинов.
К прямоугольной нише с запада примыкает еще одна аркосолевидная, занимающая почти всё пространство между основаниями парусов свода, размерами 1,00 на 1,15 на 0,17 м. При её сооружении также пострадала фреска. Н. И. Репников и О. И. Домбровский видели ещё между нишей и полом уцелевший участок росписи, на котором были ясно различимы копыта коня. По всей видимости, на месте большой ниши помещалось изображение подвига одного из святых воинов. Наверняка это был Феодор Тирон, мученичество которого было изображено на потолке - над сценой подвига.
--
Храм Донаторов. Современное состояние фресок.
Такое обилие образов святых воинов на стенах крымских храмов, где они, как в данном случае, присутствуют по трое на ограниченной площади стен крохотных пещерных церквушек, объясняется их чрезвычайно распространённым почитанием в Таврике. Не раз отмечалось, что их культ был особенно распространён в пограничных областях Византийской империи. В Малой Азии и Грузии их образы были обязательны в программе росписи любого, даже самого небольшого храма.
В Крыму из 150 церквей, оставленных христианами в 1778 году, 55 были освящены во имя Георгия, Феодоров Тирона и Стратилата и Дмитрия Солунского. Одна из церквей во имя Феодора Тирона находилась при селе Черкес-Кермен. В самом селе никогда не было известно ни церкви, ни развали храма. Вероятно, храм "Донаторов" и был приходской церковью села. Столь пристальное внимание к святому Феодору Тирону в программе росписи храма должно свидетельствовать в пользу такого вывода.
на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную
Поиск по сайту |
|