----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Пещерный храм Донаторов
сцена "усекновения главы"

начало::02::03::04::05::06::окончание

В западной части потолка бокового нефа находится пять медальонов с погрудными изображениями святых. По мнению Н. И. Репникова, видевшего ещё различимые надписи, с востока на запад изображены апостол Павел, апостол Пётр, великомученик Пантелеймов, мученик Ермолай и неизвестный святой. Медальоны связаны орнаментом, плетённым на сине-сером фоне. В самих же медальонах фон чередуется так: синий и зеленый-красный. Пожалуй, из всего храма только здесь цвета фресок имеют такую насыщенность и свежесть.

На потолке восточной части нефа изображены две житийные сцены: мученик исповедует веру перед царём и казнь мученика. В сцене "усекновения главы" хорошо сохранился лик святого, курчавые каштановые волосы и борода. Святой стоит на коленях и молится Богу. Одет он в красную до пят рубаху; позади его воин с занесённым мечом. Остатке надписи свидетельствуют, что сцена изображала мученический подвиг Феодора Тирона.

Прорись фигуры монахини храма Донаторов
Прорись фигуры монахини с восточной стены бокового нефа храма "Донаторов"

На западной стене бокового нефа в центре изображён бородатый мученик в полный рост, в правой руке он держит процветший крест на уровне плеч. Н. И. Репников видел часть имени мученика, до нашего времени этот фрагмент не сохранился.

Справа от него небольшая фигура монахини. Она одета в зеленовато-умбристую мантию, под ней тёмно-синий хитон; на голове коричнево-бордовый оморф. От лика монахини сохранилась только нижняя часть: губы и подбородок. Руки её молитвенно простёрты к мученику.

С другой стороны от мученика бородатый донатор в головном уборе с меховой опушкой, которую можно принять за корону, особенно глядя на воспроизведение фрески в книге О. И. Домбровского. Уже давно было замечено, что "Донатор" имеет восточные черты лица, что было характерно для византийского портрета начиная с 11-12 веков.

Слева от него находится женщина в головном уборе, который весьма напоминает кокошник. Руки их молитвенно простёрты влево - к изображению святого воина на северной стене. От ликов здесь остались только подбородки; сохранились также верхние части головных уборов. Над головой мужчины Н. И. Репников видел фрагмент молитвенной фразы. Между фигурами донаторов, остатки ещё одной надписи.

В западной части северной стены фрагментами сохранились четыре фигуры. Два святых воина изображены в полный рост. Сохранилась часть нимба, а также рука, держащая копьё, ближнего к донаторам. У нимба остатки надписи "Святой Георгий".

Между большими фигурами воинов находится ещё одна небольшая фигурка со скрещёнными на груди руками. Сейчас с трудом моно рассмотреть кисти рук и часть одежд на груди, лика не видно совсем. Над этой фигурой надпись, возможно, имя Феодор. Справа от святых воинов остатки нижней части небольшой фигуры, почти полностью уничноженной ещё в древности при сооружении прямоугольной ниши, размерами 0,65 на 0,75 на 0,20 м. Этой нишей нарушена и правая половина изображения одного из воинов.

К прямоугольной нише с запада примыкает еще одна аркосолевидная, занимающая почти всё пространство между основаниями парусов свода, размерами 1,00 на 1,15 на 0,17 м. При её сооружении также пострадала фреска. Н. И. Репников и О. И. Домбровский видели ещё между нишей и полом уцелевший участок росписи, на котором были ясно различимы копыта коня. По всей видимости, на месте большой ниши помещалось изображение подвига одного из святых воинов. Наверняка это был Феодор Тирон, мученичество которого было изображено на потолке - над сценой подвига.

--

Храм Донаторов. Современное состояние фресок.
Храм Донаторов. Современное состояние фресок.

Такое обилие образов святых воинов на стенах крымских храмов, где они, как в данном случае, присутствуют по трое на ограниченной площади стен крохотных пещерных церквушек, объясняется их чрезвычайно распространённым почитанием в Таврике. Не раз отмечалось, что их культ был особенно распространён в пограничных областях Византийской империи. В Малой Азии и Грузии их образы были обязательны в программе росписи любого, даже самого небольшого храма.

В Крыму из 150 церквей, оставленных христианами в 1778 году, 55 были освящены во имя Георгия, Феодоров Тирона и Стратилата и Дмитрия Солунского. Одна из церквей во имя Феодора Тирона находилась при селе Черкес-Кермен. В самом селе никогда не было известно ни церкви, ни развали храма. Вероятно, храм "Донаторов" и был приходской церковью села. Столь пристальное внимание к святому Феодору Тирону в программе росписи храма должно свидетельствовать в пользу такого вывода.

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.