Католикон монастырский от греч. - вселенский - соборный храм (по-русски - собор), в котором богослужение происходило каждодневно. К. именовались городские приходские соборы и главные монастырские. Они были отличны от евктериев, греч. часовен, где богослужение происходило в определенные дни года и к которым не были приписаны лица духовного сана.
Киворий (греч. – купол, сень) — шатер, укрепленный на колонках над могилой, престолом или крестильной купелью. Кивории могли изготавливаться из мрамора, металла или дерева. Свое происхождение К. ведет от древних надгробных памятников, подчеркивая мысль, что престол - гроб, место положения Тела Христова. Именно над могилами во времена Древней Церкви совершались богослужения, отсюда и обычай помещать под престол святые мощи. Наибольшее распространение получили кивории, сень которых была укреплена на четырех мраморных витых колонках.
В римские времена подобные шатры устанавливались на могилах, чтобы защитить их от непогоды, а также подчеркнуть их значение. Такой киворий или трофей был найден под престолом собора апостола Петра в Риме, вероятно, именно он и был установлен над могилой апостола. От этих могил киворий перешел к алтарю, символизирующему могилу Христа. Здесь киворий сближается по своему значениею с небольшим сооружением, кувуклией, установленным над Гробом Господним в Иерусалиме. По описаниям известны кивории, установленные над престолом и амвоном св. Софии Константинопольской. Серебряный киворий Св. Димитрия в Салониках, вероятно, отмечал место могилы святого.
Известны также кивории над саркофагом, содержащим мощи Св. Луки в Осиос Лукас, а также над саркофагом с мощами св. Екатерины в монастыре св. Екатерины на Синае. Некоторые кивории украшались спиралевидными колонками, а сверху над ними устанавливался крест (Ватикан, Св. София Константинопольская). Большинство известных кивориев относится к доиконоборческому времени. Однако, традиция устраивать кивории над престолами храмов сохранилась до нашего времени. При этом ножки поздних кивориев стали ставить прямо на углы престола. В древности открытые пролеты кивория в определенные моменты богослужения закрывались завесами. Быть может, от лампад, подвешенных в восточной части крышки кивория, происходит нынешний семисвечник.
--
Клав - край одежды, украшенный полосой.
Климент Александрийский, Тит Флавий, ок. 150-215 гг., сыграл значительную роль в становлении особой богословской школы в г. Александрия Египет). Ему принадлежит большое количество богословских творений, среди них «Увещевание язычников» и «Педагог». В 202 г. во время гонений удалился в Каппадокию, где и упокоился.
Клирос от греч. - духовенство - место для чтецов в храме. В церквях греческих, «алтарем чтецов» по Симеону Солунскому) служила площадка перед солеей. Ныне - К. занимает южный или северный концы солеи. В православной церкви место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы и причётники (поставленные через епископскую хиротесию чтецы/певцы и иподиаконы считаются уже младшими клириками), а также лица священного сана, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь помогают в чтении и пении. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию.
Коммагена (Куммух) – древнее государство на Западном берегу Среднего Евфрата (территория современного турецкого вилайета Малатья), образовавшееся на рубеже 2 и 1 тысячелетий до нашей эры. В 8 веке до нашей эры за обладание Коммагеной, богатой металлами (особенно железом), боролись Урарту и Ассирия, победу одержала Ассирия. Позднее Коммагена находилась под властью Ахеменидов (6-4 века до нашей эры) и Селевкидов (3-2 века до нашей эры). В 162 году до нашей эры добилась независимости. В 17 году нашей эры была присоединена к Римской империи. В 72 году нашей эры при императоре Веспасиане вошла в состав созданной римской провинции Сирия. В дальнейшем Коммагена, расположенная между Каппадокией и Центральной Сирией, стала одним из духовных центров христианского мира. Была известна своими монастырями.
Консоль, франц. - балка, жестко закрепленная одним концом, другим - выступающая за опору, поддерживающая карниз, балкон и т. п.
Константин VII Багрянородный, Порфирородный, 905-959 –византийский император с 913 года, из Македонской династии, сын Льва VI. До 945 года – император номинально, так как правил захвативший власть в 920 году Роман Лакапин с сыновьями. Константин-7 во внешней политике сохранял дружественные отношения с Западом, Арабским халифатом, Болгарией и Русью. При Константине-7 военные действия велись в Месопотами и Северной Сирии. государственному правлению предпочитал литературные занятия, организуя вокруг себя знатоков античного научного наследия. Константин-7 – автор ряда трудов: «О церемониях византийского двора», «О фемах», «Об управлении империей».
Костотека - в монастырях - хранилище мощей умерших иноков.
Краниологические материалы – человеческие черепа, служащие объектами исследования в археологии и краниологии (раздел анатомии, изучающий строение черепа человека и черепов животных). Сопоставление краниологических серий одной или нескольких эпох, связанных с теми или иными территориями, позволяет выявить сходство или различие древнего населения этих территорий.
Крипта - чаще всего употребляется в краеведческой литературе о "пещерных городах" Крыма в значении - пещера.
Ктиторы - заказчики строительства храма, субсидировавшие его постройку.
Культурный слой – принятое в археологии название слоя земли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека. Образование культурного слоя зависит как от времени и интенсивности человеческой деятельности на данном месте, так и от природных условий (намывов почвы, направления ветров и так далее). Толщина культурного слоя колеблется от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров. культурный слой в ходе раскопок часто удаётся разделить на отдельные слои, каждый из которых относится к определённой исторической эпохе.
Куртина, франц. - участок крепостной стены между бастионами или башнями.