|
Храмовые росписи церкви УспенияСеверная часть помещения, т. е. собственно храм, включая поверхность потолка, покрыта росписью. Грунт в храме «Успения» представляет собой почти чистую известь с рубленой соломой. Живопись храма очень плохой сохранности: она сильно пострадала; местами же вовсе осыпалась от избытка влаги, обнажая камень. Местами изъедена и исцарапана так, что ничего невозможно разобрать. От преднамеренной порчи особенно пострадали лики. Но все же при внимательном рассмотрении и сейчас можно кое-что разглядеть.
Плохая сохранность фресок, казалось бы, должна сделать тщетной всякую попытку правильно оценить и датировать их. Тем не менее, такая возможность существует. Прежде всего, нужно отметить полное сходство в стиле и колорите росписи с храмом «Трех всадников» все на том же Эски-Кермене. В манере рисунка чувствуется одинаковая свобода передачи сюжета. Впечатление это усиливается и от совпадения некоторых декоративных элементов обеих росписей: орнаментальная полоса в нижней части фресок, декор внутренней части щитов св. воинов, орнамент на заднике седла св. Георгия и на обрамлении переднего края ложа Богоматери. Наверняка, обе росписи оставила рука одного художника. Глядя на фреску храма «Трех всадников», сохранившуюся почти в полном объеме, нельзя не отдать должного мастерству художника. Стиль эски-керменских росписей более всего характерен для хороших образцов второй половины XII - первой половины XIII вв. Яркость цветов и их разнообразие не создает впечатления пестроты, как это бывает на многих провинциальных памятниках, в частности, в каппадокийских росписях. Лазурь фона, золото в нимбах, гармоничное богатство палитры, которые, благодаря сохранности, яснее видны на фреске «Трех всадников», роднят их с росписью Кинцвиси, Грузия 1207-1213 гг. Особо нужно отметить сходство некоторых орнаментальных мотивов. Роспись Кинцвиси заслуженно считается наиболее выдающимся произведением грузинской живописи эпохи царицы Тамары (Амиранашвили, 1963). Конечно, Грузия со своей стороны испытывала большое культурное влияние со стороны греков, видевших в ней оплот Православия на Востоке. Одновременно с этим здесь хорошо просматриваются черты, характерные для византийской живописи второй половины XII в., особенно в изображении деталей. Исходя из всего вышесказанного, наиболее вероятной датой появления эски-керменских фресок нужно признать первую половину XIII в. Со временем её создания совпало возникновение Латинской империи и отток интеллектуальной элиты из Константинополя на окраины бывшей Византии. Одновременно это был период наибольшего могущества Грузинского царства при царице Тамаре. С её непосредственной помощью в Трапезунде утвердилась династия Великих Комнинов, под её протекторатом находилось большинство территорий на северо-востоке Малой Азии и в Закавказье, населённых христианами. Конечно, Грузия со своей стороны испытывала большое культурное влияние со стороны турков, видевших в ней оплот Православия на Востоке и на первых порах своего могущественного сюзерена. -- Византийские истоки росписей Кинцисиви видны и в свободном характере рисунка и в некоторых особенностях иконографии. В алтарной конхе храма помещена Богоматерь с Младенцем на троне и архангелами по сторонам. Отход от традиционного Деисуса рассматривается иногда как стремление показать преемственность власти грузинских царей от Византии, например, роспись собора в Гелати, церкви монастыря Вардзиа. Именно та струя в искусстве, которая сделала возможным появление фресок Кинцисиви, должна считатьсяя источником росписей Эски-Кермена. Следует учитывать, что после распада Византии Таврика оказалась в составе Трапезундской империи, что привлекло сюда, очевидно, не только трапезундских сборщиков налогов, но и духовенство, и художников с юго-восточного побережья Понта. В первой половине 13-го века в Трапезунде складывается собственная живописная школа. Степень мастерства её оценивается по-разному, хотя в высоком уровне живописной техники южнопонтийских художников 13-го века никто не сомневается. Не раз отмечалось, что искусство Трапезундской империи испытывало значительное влияние со стороны сопредельных Грузии и Армении. Именно через Трапезунд могли появиться в росписях Таврики те особенности живописной манеры, которые мы можем наблюдать на Эски-Кермене. Одновременно с этим здесь хорошо просматриваются черты, характерные для византийской живописи второй половины 12-го века, особенно в изображении деталей. Исходя из всего вышесказанного, наиболее вероятной датой появления эски-керменских фресок нужно признать первую половину 13-го века. Очевидно, следует исключить период становления золотоордынского государства, последовавший за монгольским завоеванием 1338 года. [под фреской храма "Трёх всадников сохранилась донаторская надпись, дата которой до наших дней не дошла, но около 1874 года были ещё заметны две цифры года: шесть тысяч семьсот. Остальные цифры Григорович уже тогда не смог разобрать. Дата очень неопределённая: это может быть любой год с 6700 г. от Сотворения Мира (1192 г. от Рождества Христова) до 6800 г. от Сотворения Мира (1292 год от Рождества Христова)] на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную |
|
|