В связи с гипотезой Н. И. Репникова Материал этого раздела первоначально опубликован в сборнике ИИМК РАН (Харитонов, 2003)
А. А. Куник, русский историк и филолог, во второй половине 19 века писал: «Записку Готского Топарха, несмотря на её краткость, следует отнести к числу первостепенных источников не только для истории Крыма, но и вообще для древней истории России» (Куник, 1874, с. 61).
«Записка готского топарха» - загадочный средневековый письменный памятник, открытый в начале 19 века французским византинистом К. Б. Газе в рукописном сборнике, составленном на греческом языке, содержащим послания св. Василия Великого, Фаларида и св. Григория Назианзина. К. Б. Газе снабдил «Записку…» латинским переводом и издал её в Париже в 1819 году, в комментариях к сочинению византийского хрониста второй половины 10 века Льва Диакона (Диакон, 1819).
[«История» Льва Диакона была издана К. Б. Газе в Париже в 1819 году по поручению русского государственного деятеля, собирателя книг и рукописей графа Н. П. Румянцева. Вторично «История» Льва Диакона с комментариями К. Б. Газе, содержащими текст «Записки готского топарха» на греческом языке с параллельным латинским переводом, были издана в Бонне в 1828 году (Диакон, 1828)].
К. Б. Газе на основании палеографических данных датировал «Записку» концом 10 – началом 11 века. К. Б. Газе полагал, что родина «Записки» - Херсонес Таврический и что события, изложенные в «Записке», связаны с походом русского князя Владимира Первого в Крым, взятием русскими Херсона (Херсонеса Таврического) в 988 году, и что «Записка» составлена участником этих событий.
В России текст «Записки» на материале, изданном К. Б. Газе, был изучен Н. Ламбиным и А. А. Куником, пришедшими к убеждению в том, что место рождения исследуемого текста – не Херсонес, а область Готия, лежащая к востоку от Херсонеса Таврического (Ламбин, 1874; Куник, 1874). А. А. Куник на основании исторических данных датировал «Записку» серединой 10 века (Куник, 1874).
В дальнейшем текст «Записки» был исследован в России рядом учёных, в том числе Ф. Вестбергом, уточнившим с помощью астрономов В. Вислицениуса и Я. Зейбота дату одного из событий, изложенных в «Записке», по астрономическому указанию, содержащемуся в ней (Вестберг, 1909, 1910).
[с астрономом В. Вислицениусом, жившим в Страсбурге, Ф. Вестберг вёл интенсивную переписку. Другой астроном Я. Зейбот, в Пулково произвёл астрономические вычисления] и А. А. Васильевым, пришедшим к выводу о правильности определения К. Б. Газе и А. А. Куником последовательности событий, нашедших отражение в «Записке» (Васильев, 1936).
[«Записка готского топарха» была открыта К. Б. Газе в виде трёх фрагментов рукописного текста с множеством поправок на нескольких первоначально незаполненных страницах упомянутого сборника. По мнению К. Б. Газе, А. А. Куника, А. А. Васильева, тот фрагмент рукописного текста, который в «Записке» помещён первым, должен быть последним].
--
«Записка готского топарха» написана на греческом языке в виде путевых заметок. Повествование ведётся от первого лица. Имя автора неизвестно. Автор называет себя правителем Климатов - области, возможно, расположенной близко от Херсонеса Таврического.
[Наименование области «Климаты», как собственное географическое название, встречается в «Хронографии» Феофана и в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей». В «Хронографии» Феофана это название встречается вместе с названием крымского города Херсона (Феофан, 1883-1885). В указанном сочинении Константина Багрянородного, написанном в 948-952 годах, название «Климаты» фигурирует наряду с названием двух крымских городов – Херсона и Боспора (Константин Багрянородный, 1991).
По мнению А. А. Васильева, (различия) в написании этого названия на греческом языке смущать не должно, так как это обычное рукописное смешение двух греческих букв (Васильев, 1936). Х. Ф. Байер считает, что Климаты в Крыму тождественны тем областям, над которыми во время Константина Багрянородного или ещё ранее господствовали хазары. «Они (Климаты), - пишет Х.-Ф. Байер, - не раз меняли на протяжении веков своего властителя. Одной из них была Готия…» (Байер, 2001, с. 106)].
Н. И. Репников отождествил описанный в «Записке» город в области, именуемой «Климаты», с крымским «пещерным городом» Эски-Кермен (Репников, 1932а, 1932в).
Наряду с представлениями о «южно-крымской» локализации описанной в «Записке» области «Климаты», сторонниками которых являются К. Б. Газе (Диакон, 1828), Н. Ламбин (Ламбин, 1874), А. А. Куник (Куник, 1874), Ф. Вестберг (Вестберг, 1909, 1910), С. П. Шестаков (Шестаков, 1908), Ю. А. Кулаковский (Кулаковский, 1914), А. Л. Бертье-Делагард (Бертье-Делагард, 1919), Н. И. Репников (Репников, 1932а), В. А. Мошин (Мошин, 1933), А. А. Васильев (Васильев, 1936), Д. Л. Талис (Талис, 1958), О. И. Домбровский, О. А. Махнева (Домбровский, Махнева, 1973), Т. М. Фадеева (Фадеева, 1998).
Существуют другие гипотезы о месте расположения описанных в «Записке» Климатов: «восточно-крымская» гипотеза, связанная с представлениями о расположении Климатов на восточном берегу Крыма (Гедеонов, 1862), «северо-крымская» гипотеза, связанная с представлением о расположении Климатов в северной части Крыма (Сахаров, 1991), «нижнедунайская» гипотеза, связанная с представлениями о расположении Климатов в области нижнего течения реки Дунай (Васильевский, 1909; Милюков, 1897; Левченко, 1956; Артамонов, 1970; Божилов, 1979), «днепровская» гипотеза – близ порогов Днепра (Бурачков, 1877), «донская» - на реке Дон (Успенский, 1889), «бугская» - на реке Буг (Голубовский, 1884).