Грунтовый склеп – погребальное сооружение, вырытое в земле в виде помещения (склепа) для нескольких последовательных захоронений, соединённое коридором (дромосом) с так называемой входной «могильной» ямой. Последняя засыпалась землёй и в случае необходимости могла быть снова открыта. Захоронения в грунтовых склепах были распространены в Горном Крыму, на Керченском полуострове и Северном Кавказе в период с 3 по 8 век нашей эры; обычно ассоциируются с сармато-аланским населением.
Деисус, Деисис, Деисусный чин - композиция, напоминающая о заступничестве святых людей перед Христом на Страшном Суде. Центр ее - Христос, по бокам фигуры Которого - обращенные к Нему Пресвятая Дева и Иоанн Предтеча.
Дискос, греч. - блюдо, на котором во время литургии приготовляется, освящается и раздробляется Св. Агнец - часть главной просфоры, пресуществляющейся в Тело Христово в таинстве Евхаристии. Донаторы - см. ктиторы.
Дьяконник или диаконник - сосудохранилище. Еще в эпоху Древней Церкви Д. находился в алтаре, в южной его части.
Елеуса - образ Богоматери Милостивой с младенцем Христом. Чаще всего изображался на моленных иконах. Самый прославленный образ Е. - Владимирская Богоматерь.
Епитрахиль от греч., буквально: надеваемая на шею - атрибут облачения иерея. Есть ни что иное, как орарь длинная полоса материи - принадлежность дьяконского сана, обернутый вокруг шеи и сшитый на груди. Символизирует собой Крест, несомый на Голгофу, а также благодать Святого Духа, напоминает образ Доброго Пастыря с агнцем на плечах.
Иконоборческая эпоха (в Византии) – период борьбы против почитания икон в Византии в 8-9 веках. Иконоборчество сопровождалось закрытием монастырей, распродажей их земли, конфискацией церковного имущества, преследованями иконопочитателей. Иконоборцы рассматривали обращение верующего к иконе как идолопоклонство. Гонение на иконы было открыто при императоре Льве III и его преемнике Константине V. В 754 году, в Халкидоне был проведён иконоборческий собор. Конфискация церковного имущества дала значительные материальные средства государству. Противником иконоборчества являлось монашество. В 787 году на 7-ом Вселенском соборе в Никее иконопочитание было восстановлено. В 9 веке императоры снова открыли гонение на иконы. В 843 году почитание икон в Византии было окончательно восстановлено.
Импост - плита плоской или трапециевидной формы, помещенная поверх колонны, служащая опорой арки.
Иоанн Готский – епископ Готской епархии (или епископ Готии) в Крыму, образованной, возможно, в середине 8 века. Родился в первой половине 8 века, в Парфенитах (на Южном берегу Крыма, ныне Партенит), дед Иоанно по отцовской линии был выходцем из Малой Азии. сторонник иконопочитания. Избран в епископский сан населением Крымской Готии. После избрания совершил паломничество в Иерусалим, где провёл три года, поклоняясь святым местам, после чего вернулся в Крым. Не желал быть рукоположенным Константинопольским паритархом, иконоборцем. Рукоположен в епископский сан католикосом Грузии Георгием Святогорцем около 758 года в Мцхете, древней столице Грузии (в 5 веке столицей Грузии стал Тифлис). Имел кафедру в Доросе – главном городе Крымской Готии. Основал монастырь святых Апостолов Петра и Павла в Парфенитах. Своими посланиями к патриархам способствовал восстановлению иконопочитания. По приглашению регентши Ирины посетил Константинополь, где своими речами открыто призывал к восстановлению иконопочитания. Около 787 года встал во главе восстания населения Крымской Готии против господства хазар. Восстание было подавлено. За участие в восстании был заключён под стражу в Фуллах (возможно, в Горном Крыму). Бежал из заключения в Амастриду (на южном берегу Чёрного моря, в Малой Азии, ныне – Амастра), где умер четыре года спустя. Похоронен в монастыре святых Апостолов Петра и Павла в Парфенитах. Канонизинован церковью.
--
Канон греч., буквально: прямой шест, в переносном смысле - всякая мера, определяющая прямое направление - свод постановлений Церкви, носящих догматический характер, правила, возведенные Церковью в закон.
Каппадокия – древнее название области в центральной части Малой Азии. На территории Каппадокии во 2 тысячелетии до нашей эры находилось основное ядро Хеттского царства. В начале 6 века до нашей эры Каппадокия была завоёвана Мидией, а со второй половины 6 века являлась частью персидского царства Ахеменидов. В 4 веке до нашей эры Каппадокия добилась независимости. В конце 4 века до нашей эры была подчинена Селевкидам, но в середине 3 века до нашей эры вновь стала самостоятельным царством. С 1 века до нашей эры – в зависимости от Рима. В 17 году нашей эры Каппадокия стала Римской провинцией, и столица Каппадокии – Мазака была переименована в Кессарию (в честь Августа, ныне – Кейсари). вместе с Понтом входила в состав Византийской империи. В 1074 году была завоёвана Сельджуками. С 15 века – в составе Османской империи. Каппадокия была известна своими храмами, владевшими большими землями. То, что сегодня называется Каппадокией, представляет собой лишь малую часть бывшей римской провинции с тем же названием. В гористой местности, на сравнительно небольшой территории между городами Гюльшехир, Кайсери, Нигде и Аксарай находится более 600 пещерных церквей, многие из которых содержат фресковую роспись, и несколько подземных городов, целиком высеченных древними строителями в толще материковой скалы. Большинство пещерных церквей Каппадокии датируются 10-11 веками. Небольшое число церквей относится к раннему христианскому, доиконоборческому и иконоборческому периодам.
Подземные города в Каппадокии начали создаваться по втором тысячелетии до нашей эры. В первые века нашей эры города, скрытые под землёй, были расширены и превратили Каппадокию в убежище и духовный центр ранних христиан. В отличие от крымских «пещерных городов», каппадокийские подземные города полностью скрыты под землёй и, возможно, в древности не были связаны конструктивно с наземными зданиями. На поверхности земли постороннему человеку ничто не говорило о том, что на глубине нескольких десятков метров под землёй расположен город, с высеченными в толще известняковой скалы лабиринтами (как правило, расположенными на нескольких уровнях), храмами, трапезными, кухнями, кельями и даже кладбищами.