----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Старая легенда Эски-Кермена
Мартин Броневской: об "ужасных преступлениях" греческих князей

Выше было упомянуто о том, что каких-либо достоверных сведений об Эски-Кермене в средневековых письменных источниках не сохранилось. Первое достоверное сообщение об Эски-Кермене относится к 16 веку и содержится в «Описании Крыма» Мартина Броневского.

Мартин Броневский, польский дипломат, находившийся в 1578 году в Крыму свыше 9 месяцев в качестве посла польского короля Стефана Батория к крымскому хану Муххамед-Гирею, имел возможность посетить «пещерные города». Побывав в Эски-Кермене, Мартин Броневский записал: «Недалеко от Манкопии и Черкесигермена, турецкой крепости, новой и названной от имени «Черкес», расположены древняя крепость и город, но ни турки, ни татары, ни даже сами греки не знают её имени, вследствие её необычайной древности.

Она пришла в разорение во времена греческих князей, о которых в этих местах рассказывают о многочисленных злодеяниях, которые они совершали против Бога и людей. На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале дома, которые в большинстве своём сохранились в целости, несмотря на то, что место это ныне заросло лесом. Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, ныне простёртый на земле и разрушенный, свидетельствует, что это место было некогда значительным и знаменитым» (Броневский, 1595, р. 8) [автор выражает признательность С. А. Тахтаджяну за помощь при переводе на русский язык данного фрагмента текста (вульгаризованная латынь)].

Возможно, рассказ о «многочисленных злодеяниях» греческих князей против Бога и людей, который нашёл отражение в этой записи, является сравнительно поздней легендой.

Представляется уместным предположить, что услышанный Мартином Броневским в 16 веке рассказ о «злодеяниях» греческих князей был основан на фактах обнаружения на территории Эски-Кермена жителями, населявшими округу этого древнего города после его гибели, многочисленных помещений, наполненных человеческими костями. Возможно, в сознании жителей округи опустевшего города, имени которого уже никто не помнил, это явление нашло объяснение, как проявление чрезвычайной жестокости греческих князей, будто город был построен на костях человеческих жертв.

В Эски-Кермене помещения, в которых складывались без порядка человеческие кости, после временного оставления мёртвых тел в особых каменных гробницах, представляют собой, в частности, небольшие овальные или прямоугольные в плане камеры с нешироким входом, высеченные в скале рядом с храмами или, возможно, семейными часовнями. Согласно предположению Н. И. Репникова, обычай хоронить таким способом кости в храмовых и семейных усыпальницах мог быть привезён в Крым иконопочитателями, бежавшими из Малой Азии в эпоху иконоборчества в Византии (Репников, 1932б).

--

А. Л. Бертье-Делагард упоминает о многих церковных усыпальницах в Крыму, наполненных человеческими костями, и указывает, как на отголосок этого обычая, на обряд захоронения в Афонском монастыре: «Такой обычай и до сих пор существует на Афоне, где могилы разрываются через три года, а кости сносятся в усыпальницы (Бертье-Делагард, 1886, с. 220).

Вторичные погребения костей в костехранилищах, так называемых оссуариях, практиковались многими народами со времён глубокой древности (Хартланд, 1911). Обряд захоронения в оссуариях (или астоданах), похожий на обряд, описанный А. Л. Бертье-Делагардом и Н. И. Репниковым в Крыму, был распространён в соеде древнеиранских народов. Он основывался на убеждении дервних иранцев в том, что тела умерших людей нельзя придавать земле, воде или огню, так как по представлениям древних иранцев, земля, вода и огонь являлись священными, их следовало содержать в чистоте и не допускать их контакта с подверженной разложению мёртвой плотью. Носителями этих представлений в Азии были приверженцы зороастризма. Обычай захоронения у зороастрийцев и подобные ему обычаи обращения с умершими могли основываться также на древней вере в воскресение путём восстановления тела из костей (Бойс, 1988).

Возможно, эски-керменский погребальный обряд, связанный с захоронениями костей в усыпальницах (оссуариях), содержал в себе элементы, которые роднили его с зороастрийским погребальным обрядом. Зороастрийская идея всеобщего воскресения напоминает христианскую идею: воскресение мёртвых должно наступить после прихода Спасителя. Однако в зороастрийской идее воскресения кости, как принято считать учёными, занимают значительное место. Предполагается, что именно восстановление тела из костей является той целью, с которой приверженцы зороастризма сохраняют свободные от тленной плоти кости (Бойс, 1988). Вместе с тем, есть ли достаточные основания для предположения об особой важности костей, по сравнению с подверженной разложению плотью, в зороастрийской идее воскресения? высказываются различные мнения по этому вопросу (Хисматулин, Крюкова, 1997).

Древнейшие археологические свидетельства зороастрийского ритуала похорон известны примерно с 400 года до нашей эры в Малой Азии. Одним из этих древнейших свидетельств является высеченный в горах Ликии (области на юге Малой Азии) склеп в скале, устроенный Артимой, возможно, персидским правителем. Оссуарий, сооружённый Артимой для захоронения своих костей и костей его потомков, состоит из двух небольших помещений, в скальном полу которых высечены прямоугольные углубления, покрывавшиеся каменными плитами. В каждом углублении находились кости нескольких человек, собранные после выставления мертвых тел на открытом воздухе (Бойс, 1988). Согласно описанию, эти погребальные сооружения похожи на некоторые погребальные сооружения в Эски-Кермене.

Известно, что многие представления иудаизма, христианства и ислама были заимствованы у зороастризма. Однако похоронные обряды, связанные с верой в грядущее воскресение путём восстановления тела из костей, могли существовать в среде народов, живших в Азии, ещё до возникновения зороастризма. Существует мнение, что существенная часть элементов, составляющих различные (локальные) варианты погребального обряда зороастрийцев, восходит к более ранним, чем само формирование зороастрийской религии, пластам индоиранских верований (Мейтарчиян, 1999). Возможно, очень древние представления о способах преодоления смерти и о грядущей победе жизни над смертью нашли отражение в описанном эски-керменском погребальном обряде и в подобных ему обычаях обращения с умершими людьми.

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.