Старая легенда Эски-Кермена Мартин Броневской: об "ужасных преступлениях" греческих князей
Выше было упомянуто о том, что каких-либо достоверных сведений об Эски-Кермене в средневековых письменных источниках не сохранилось. Первое достоверное сообщение об Эски-Кермене относится к 16 веку и содержится в «Описании Крыма» Мартина Броневского.
Мартин Броневский, польский дипломат, находившийся в 1578 году в Крыму свыше 9 месяцев в качестве посла польского короля Стефана Батория к крымскому хану Муххамед-Гирею, имел возможность посетить «пещерные города». Побывав в Эски-Кермене, Мартин Броневский записал: «Недалеко от Манкопии и Черкесигермена, турецкой крепости, новой и названной от имени «Черкес», расположены древняя крепость и город, но ни турки, ни татары, ни даже сами греки не знают её имени, вследствие её необычайной древности.
Она пришла в разорение во времена греческих князей, о которых в этих местах рассказывают о многочисленных злодеяниях, которые они совершали против Бога и людей. На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале дома, которые в большинстве своём сохранились в целости, несмотря на то, что место это ныне заросло лесом. Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, ныне простёртый на земле и разрушенный, свидетельствует, что это место было некогда значительным и знаменитым» (Броневский, 1595, р. 8) [автор выражает признательность С. А. Тахтаджяну за помощь при переводе на русский язык данного фрагмента текста (вульгаризованная латынь)].
Возможно, рассказ о «многочисленных злодеяниях» греческих князей против Бога и людей, который нашёл отражение в этой записи, является сравнительно поздней легендой.
Представляется уместным предположить, что услышанный Мартином Броневским в 16 веке рассказ о «злодеяниях» греческих князей был основан на фактах обнаружения на территории Эски-Кермена жителями, населявшими округу этого древнего города после его гибели, многочисленных помещений, наполненных человеческими костями. Возможно, в сознании жителей округи опустевшего города, имени которого уже никто не помнил, это явление нашло объяснение, как проявление чрезвычайной жестокости греческих князей, будто город был построен на костях человеческих жертв.
В Эски-Кермене помещения, в которых складывались без порядка человеческие кости, после временного оставления мёртвых тел в особых каменных гробницах, представляют собой, в частности, небольшие овальные или прямоугольные в плане камеры с нешироким входом, высеченные в скале рядом с храмами или, возможно, семейными часовнями. Согласно предположению Н. И. Репникова, обычай хоронить таким способом кости в храмовых и семейных усыпальницах мог быть привезён в Крым иконопочитателями, бежавшими из Малой Азии в эпоху иконоборчества в Византии (Репников, 1932б).
--
А. Л. Бертье-Делагард упоминает о многих церковных усыпальницах в Крыму, наполненных человеческими костями, и указывает, как на отголосок этого обычая, на обряд захоронения в Афонском монастыре: «Такой обычай и до сих пор существует на Афоне, где могилы разрываются через три года, а кости сносятся в усыпальницы (Бертье-Делагард, 1886, с. 220).
Вторичные погребения костей в костехранилищах, так называемых оссуариях, практиковались многими народами со времён глубокой древности (Хартланд, 1911). Обряд захоронения в оссуариях (или астоданах), похожий на обряд, описанный А. Л. Бертье-Делагардом и Н. И. Репниковым в Крыму, был распространён в соеде древнеиранских народов. Он основывался на убеждении дервних иранцев в том, что тела умерших людей нельзя придавать земле, воде или огню, так как по представлениям древних иранцев, земля, вода и огонь являлись священными, их следовало содержать в чистоте и не допускать их контакта с подверженной разложению мёртвой плотью. Носителями этих представлений в Азии были приверженцы зороастризма. Обычай захоронения у зороастрийцев и подобные ему обычаи обращения с умершими могли основываться также на древней вере в воскресение путём восстановления тела из костей (Бойс, 1988).
Возможно, эски-керменский погребальный обряд, связанный с захоронениями костей в усыпальницах (оссуариях), содержал в себе элементы, которые роднили его с зороастрийским погребальным обрядом. Зороастрийская идея всеобщего воскресения напоминает христианскую идею: воскресение мёртвых должно наступить после прихода Спасителя. Однако в зороастрийской идее воскресения кости, как принято считать учёными, занимают значительное место. Предполагается, что именно восстановление тела из костей является той целью, с которой приверженцы зороастризма сохраняют свободные от тленной плоти кости (Бойс, 1988). Вместе с тем, есть ли достаточные основания для предположения об особой важности костей, по сравнению с подверженной разложению плотью, в зороастрийской идее воскресения? высказываются различные мнения по этому вопросу (Хисматулин, Крюкова, 1997).
Древнейшие археологические свидетельства зороастрийского ритуала похорон известны примерно с 400 года до нашей эры в Малой Азии. Одним из этих древнейших свидетельств является высеченный в горах Ликии (области на юге Малой Азии) склеп в скале, устроенный Артимой, возможно, персидским правителем. Оссуарий, сооружённый Артимой для захоронения своих костей и костей его потомков, состоит из двух небольших помещений, в скальном полу которых высечены прямоугольные углубления, покрывавшиеся каменными плитами. В каждом углублении находились кости нескольких человек, собранные после выставления мертвых тел на открытом воздухе (Бойс, 1988). Согласно описанию, эти погребальные сооружения похожи на некоторые погребальные сооружения в Эски-Кермене.
Известно, что многие представления иудаизма, христианства и ислама были заимствованы у зороастризма. Однако похоронные обряды, связанные с верой в грядущее воскресение путём восстановления тела из костей, могли существовать в среде народов, живших в Азии, ещё до возникновения зороастризма. Существует мнение, что существенная часть элементов, составляющих различные (локальные) варианты погребального обряда зороастрийцев, восходит к более ранним, чем само формирование зороастрийской религии, пластам индоиранских верований (Мейтарчиян, 1999). Возможно, очень древние представления о способах преодоления смерти и о грядущей победе жизни над смертью нашли отражение в описанном эски-керменском погребальном обряде и в подобных ему обычаях обращения с умершими людьми.