|
Поселение Черкес-КерменПо мнению Н. И. Репникова, древний город Эски-Кермен, укрепление Кыз-Куле и храм «Донаторов» представляют собой единый, исторически сложившийся комплекс (Репников, 1932а). Е. В. Веймарн, О. И. Домбровский полагали, что к этому комплексу относится также место расположения деревни Черкес-Кермен (Веймарн, 1966а; Домбровский, 1966). Деревня Черкес-Кермен находилась в глубоком горном ущелье вблизи Эски-Кермена, к западу от северной части возвышенности Тапшан. На дне ущелья деревни Черкес-Кермен имеются следы многочисленных жилищ и культурный слой с керамикой 12-14 веков (Домбровский, 1966). деревня Черкес-Кермен существовала до середины 20 века [фотографии деревни Черкес-Кермен опубликованы в статье Д. Н. Косцюшко-Волюжинич (Косцюшко-Волюжинич, 1915, с. 289-290)]. Значительное поселений – село Крепкое – в этом месте находилось до 1970-х годов.
Г. И. Петровым, научным сотрудником Музея антропологии и этнографии АН СССР, в 1929 году были опубликованы сделанные им фотографии трёх жителей деревни Черкес-Кермен, являющиеся, по определению Г. И. Петрова, носителями этнических признаков народов Северной Европы, Кавказа и Турции (Петров, 1929, рис. 2-5). По свидетельству Г. И. Петрова, в конце 1920-х годов все жители деревни Черкес-Кермен считали себя татарами, говорили на татарском языке и признавали ислам. Однако, согласно сообщению Г. И. Петрова, в предыдущем, 19 веке в деревне существовали развалины греческой церкви и был распространён греческий язык [в 1773 году часть жителей деревни Черкес-Кермен, составлявших её христианское население, была переселена русским правительством на берега Азовского моря, в Мариупольский уезд. -- Согласно «Ведомости христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 году, и оставшихся после него старых церквей в Крыму», составленной А. Л. Бертье-Делагардом в 1901 году на основании нескольких дополняющих друг друга источников, из деревни Черкес-Кермен было выведено 307 человек, которые занимали 60/55 (по разным источникам) дворов, в деревне была церковь свв. Феодоров Тирона и Стратилата (по ведомости митрополита Игнатия), или св. Фёдора Тирона (по показаниям стариков переселенцев), Мальгин, 1994].
Г. И. Петров на основании своих наблюдений высказал предположение о том, что у жителей деревни Черкес-Кермен могли сохраниться до начала 20 века некоторые черты физического облика крымских готов (Петров, 1929) [ Х.-Ф. Байер обращает внимание на другое, более раннее свидетельство об исламизированных крымских готах, относящееся ко времени около 1780 года (Байер, 2001)]. Если предположение Г. И. Петрова о значительности «местного» («автохтонного») компонента в составе населения деревни Черкес-Кермен, существовавшей вблизи Эски-Кермена до середины 20 века, имеет основание, то можно полагать, что на фотографиях, опубликованных Г. И. Петровым в 1929 году, изображены лица людей, которые являются потомками жителей округи Эски-Кермена в период средневековья и, может быть, - потомками жителей самого Эски-Кермена. В любом случае, рассматривать эти фотографии – занятие волнующее. на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную |
|
|