По мнению Ф. И. Шмита, Эски-Керменская базилика ни по своему плану, ни по способу сооружения стен, ни по декоративной отделке не относится к «византийскому» кругу базилик. Ф. И. Шмит считал, что Эски-Керменская базилика, будучи сравнительно ранним памятником, ставит перед исследователем «…ряд специальных проблем, для разрешения которых требуется и ряд специальных же разысканий» (Шмит, 1932а, с. 225).
В поисках ответов на вопросы, связанные со временем постройки и особенностями конструкции алтаря Эски-Керменской базилики, Ф. И. Шмит в своей статье «Эски-Керменская базилика» напоминает о значении сирийской архитектурной традиции в формировании архитектурного облика раннесредневековых базилик и о выдающейся роли, которую играли сирийские церковные деятели в церковной жизни 4-6-го веков. Ф. И. Шмит отмечает, что в Сирии уже в 4 веке для того, чтобы добиться наибольшей вместимости алтаря, появляются апсиды особой конструкции: «…апсиды «далеко выдвигаются на восток», то есть представляют в планах уже не полукруги, а прямоугольники с примыкающими к ним полукругами, поперечники которых равны ширине нефа» (Там же, с. 231).
В связи с этим автор статьи обращает внимание на алтарную часть Эски-Керменской базилики : «…все три отделения алтаря соответствуют трём нефам базилики – всё как в Сирии 5-6 веков» (Там же, с. 233). На основе анализа устройства алтаря базилики Эски-Кермена Ф. И. Шмит приходит к выводу о том, что «…эски-керменская базилика построена не по столичному константинопольскому типу, а по образцам, которые мы условно можем пока обозначить как сирийские. В таком случае время построения эски-керменской базилики определяется разгромом Сирии и гибелью сирийской архитектурной традиции в начале 7-го века…» (Там же, с. 233). По мнению Ф. И. Шмита, предположение о том, что Эски-Керменская базилика построена по сирийским образцам, чрезвычайно важно для определения исторического места всего Эски-Кермена.
Эски-Кермен. Вид с плато на восточное ущелье
Анализируя другие черты архитектурного облика Эски-Керменской базилики – многогранность наружной отделки апсид, технику каменной кладки стен и конструкцию апсидиальных полукуполов в сочетании с фактом отсутствия атриума, - Ф. И. Шмит характеризует архитектурный тип Эски-Керменской базилики как весьма необычный и высказывает мысль о том, что родина Эски-Керменской базилики – это Коммагена, область, расположенная между Центральной Сирией, Киликией, Каппадокией и Месопотамией. Ф. И. Шмит отмечает, что Коммагена, будучи наиболее северной частью Сирии, стала в 4-6 веках одним из центров сирийской культуры, и по отношению к Константинополю держалась, как и вся Сирия, по выражению Ф. И. Шмита, «оппозиционно» (Шмит, 1932а, с. 240).
Допуская возможность древней связи Эски-Кермена с Северной Сирией, Ф. И. Шмит обращает внимание на соответствие описаний древней крепости Рум-Кале, расположенной в Коммагене, на берегу реки Евфрат (Мольтке, 1882; Хьюманн, 1890), общей топографии и некоторым конструктивным особенностям Эски-Кермена (Шмит, 1931, 1932а) [по мнению Ф. И. Шмита, если допустить возможность такой связи, «…можно указать и довольно точно тот образец, по которому построен Эски-Кермен: Рум-кала в Коммагене, на берегу реки Евфрата, где также, как в Эски-Кермене, построены городские стены на самой бровке скалы, как продолжение обрыва, где имеется такой же «осадный колодец» с такою же ступенчатою галереею, продолбленною в массиве скалы к внутреннему водоёму, и где также вся скала издырявлена пещерными сооружениями» (Шмит, 1931,с. 28-29)].
--
Сравнение Эски-Керменской базилики с архитектурными образцами крымского Херсонеса, по мнению Ф. И. Шмита, даёт основание полагать, что в выборе архитектурных стилей Эски-Кермен проявлял по отношению к Херсонесу «полную самостоятельность» (Шмит, 1932а, с. 241).
Ф. И. Шмит высказывает предположение о том, что Эски-Кермен, как крепость, с некоторыми своими общественными и жилыми зданиями был построен сразу, в порядке государственного мероприятия, связанного с защитой северных границ Византийской империи, и что строительство велось с участием пришлой строительной организации. Выполнение строительных работ в Эски-Кермене могло производиться в зависимости от местной необходимости и по инициативе местных властей. Однако, по мнению Ф. И. Шмита, правительство Византии могло проявить заинтересованность и оказать содействие в сооружении системы обороны и крупных зданий Эски-Кермена. «Очень вероятно, что оно и прислало строительную организацию в Эски-Кермен из Коммагены» (Там же, с. 243).
Согласно выводам Ф. И. Шмита «…крайние хронологические пределы, между которыми должна быть построена эски-керменская базилика, - конец 4-го и начало 7-го веков; с константинопольским строительством она достоверно никак не связана, равно как и не является подражанием и близким херсонесским образцам» (Там же, с. 243) [по мнению В. П. Бабенчикова, подобно Эски-Керменской базилике (датированной Ф. И. Шмитом рубежом 6-7 веков), не находит прямых аналогий среди памятников византийской архитектуры Партенитская базилика 8-го века на Южном берегу Крыма, исследованная Н. И. Репниковым в 1907 году, а также Тепсеньский большой базиликальный храм 9-го века, в Юго-Восточном Крыму (Бабенчиков, 1958). В. П. Бабенчиков пришёл к выводу о том, что в Крыму в период раннего средневековья в области храмового строительства, наряду с херсонесской архитектурной школой, тесно связанной с Византией, имелись и местные школы, «…создавшие ряд памятников с ярко выраженными чертами локального своеобразия» (Бабенчиков, 1958, в. 110)].