----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Эски-Кермен: базилика и другие наземные храмы
архитектурный облик эски-керменской базилики

начало::02::03::04::05::06::07::окончание

По мнению Ф. И. Шмита, Эски-Керменская базилика ни по своему плану, ни по способу сооружения стен, ни по декоративной отделке не относится к «византийскому» кругу базилик. Ф. И. Шмит считал, что Эски-Керменская базилика, будучи сравнительно ранним памятником, ставит перед исследователем «…ряд специальных проблем, для разрешения которых требуется и ряд специальных же разысканий» (Шмит, 1932а, с. 225).

В поисках ответов на вопросы, связанные со временем постройки и особенностями конструкции алтаря Эски-Керменской базилики, Ф. И. Шмит в своей статье «Эски-Керменская базилика» напоминает о значении сирийской архитектурной традиции в формировании архитектурного облика раннесредневековых базилик и о выдающейся роли, которую играли сирийские церковные деятели в церковной жизни 4-6-го веков. Ф. И. Шмит отмечает, что в Сирии уже в 4 веке для того, чтобы добиться наибольшей вместимости алтаря, появляются апсиды особой конструкции: «…апсиды «далеко выдвигаются на восток», то есть представляют в планах уже не полукруги, а прямоугольники с примыкающими к ним полукругами, поперечники которых равны ширине нефа» (Там же, с. 231).

В связи с этим автор статьи обращает внимание на алтарную часть Эски-Керменской базилики : «…все три отделения алтаря соответствуют трём нефам базилики – всё как в Сирии 5-6 веков» (Там же, с. 233). На основе анализа устройства алтаря базилики Эски-Кермена Ф. И. Шмит приходит к выводу о том, что «…эски-керменская базилика построена не по столичному константинопольскому типу, а по образцам, которые мы условно можем пока обозначить как сирийские. В таком случае время построения эски-керменской базилики определяется разгромом Сирии и гибелью сирийской архитектурной традиции в начале 7-го века…» (Там же, с. 233). По мнению Ф. И. Шмита, предположение о том, что Эски-Керменская базилика построена по сирийским образцам, чрезвычайно важно для определения исторического места всего Эски-Кермена.

Эски-Кермен. Вид с плато на восточное ущелье
Эски-Кермен. Вид с плато на восточное ущелье

Анализируя другие черты архитектурного облика Эски-Керменской базилики – многогранность наружной отделки апсид, технику каменной кладки стен и конструкцию апсидиальных полукуполов в сочетании с фактом отсутствия атриума, - Ф. И. Шмит характеризует архитектурный тип Эски-Керменской базилики как весьма необычный и высказывает мысль о том, что родина Эски-Керменской базилики – это Коммагена, область, расположенная между Центральной Сирией, Киликией, Каппадокией и Месопотамией. Ф. И. Шмит отмечает, что Коммагена, будучи наиболее северной частью Сирии, стала в 4-6 веках одним из центров сирийской культуры, и по отношению к Константинополю держалась, как и вся Сирия, по выражению Ф. И. Шмита, «оппозиционно» (Шмит, 1932а, с. 240).

Допуская возможность древней связи Эски-Кермена с Северной Сирией, Ф. И. Шмит обращает внимание на соответствие описаний древней крепости Рум-Кале, расположенной в Коммагене, на берегу реки Евфрат (Мольтке, 1882; Хьюманн, 1890), общей топографии и некоторым конструктивным особенностям Эски-Кермена (Шмит, 1931, 1932а) [по мнению Ф. И. Шмита, если допустить возможность такой связи, «…можно указать и довольно точно тот образец, по которому построен Эски-Кермен: Рум-кала в Коммагене, на берегу реки Евфрата, где также, как в Эски-Кермене, построены городские стены на самой бровке скалы, как продолжение обрыва, где имеется такой же «осадный колодец» с такою же ступенчатою галереею, продолбленною в массиве скалы к внутреннему водоёму, и где также вся скала издырявлена пещерными сооружениями» (Шмит, 1931,с. 28-29)].

--

Сравнение Эски-Керменской базилики с архитектурными образцами крымского Херсонеса, по мнению Ф. И. Шмита, даёт основание полагать, что в выборе архитектурных стилей Эски-Кермен проявлял по отношению к Херсонесу «полную самостоятельность» (Шмит, 1932а, с. 241).

Ф. И. Шмит высказывает предположение о том, что Эски-Кермен, как крепость, с некоторыми своими общественными и жилыми зданиями был построен сразу, в порядке государственного мероприятия, связанного с защитой северных границ Византийской империи, и что строительство велось с участием пришлой строительной организации. Выполнение строительных работ в Эски-Кермене могло производиться в зависимости от местной необходимости и по инициативе местных властей. Однако, по мнению Ф. И. Шмита, правительство Византии могло проявить заинтересованность и оказать содействие в сооружении системы обороны и крупных зданий Эски-Кермена. «Очень вероятно, что оно и прислало строительную организацию в Эски-Кермен из Коммагены» (Там же, с. 243).

Согласно выводам Ф. И. Шмита «…крайние хронологические пределы, между которыми должна быть построена эски-керменская базилика, - конец 4-го и начало 7-го веков; с константинопольским строительством она достоверно никак не связана, равно как и не является подражанием и близким херсонесским образцам» (Там же, с. 243) [по мнению В. П. Бабенчикова, подобно Эски-Керменской базилике (датированной Ф. И. Шмитом рубежом 6-7 веков), не находит прямых аналогий среди памятников византийской архитектуры Партенитская базилика 8-го века на Южном берегу Крыма, исследованная Н. И. Репниковым в 1907 году, а также Тепсеньский большой базиликальный храм 9-го века, в Юго-Восточном Крыму (Бабенчиков, 1958). В. П. Бабенчиков пришёл к выводу о том, что в Крыму в период раннего средневековья в области храмового строительства, наряду с херсонесской архитектурной школой, тесно связанной с Византией, имелись и местные школы, «…создавшие ряд памятников с ярко выраженными чертами локального своеобразия» (Бабенчиков, 1958, в. 110)].

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.