Эски-Кермен - Надгробные надписи Материал перепечатывается в сильном сокращении
Ла…ули-бея. Носитель: каменная плита. Место находки: Эски-Кермен, район «восточной калитки», край скалы, раскоп №5. Место хранения: неизвестно. Датировка текста: 14-15 век. источник датировки: палеография. Текст: «Почил во блаженной (памяти) и раб Божий Ла…ули-бей, первого разряда третьей части, 17 (?) мая, в пятницу». Комментарий: Сведения об этой надписи отсутствуют в «Дневнике работ по зачистке и фиксации системы обороны Эски-Кермена в 1937 году». Эта надпись упоминается в «Описи материалов Эски-Керменской экспедиции 1937 года из раскопа №5 (линия обороны)», согласно которой камень с надписью был передан в ГАИМК, а также в «Описи негативов Эски-Керменской экспедиции 1937 года», в рукописном отчёте Н. И. Репникова «Работы Эски-Керменской экспедиции 1936-1937 годов», в рукописи «Стратиграфия находок Эски-Керменской экспедиции 1937 года». Фотографии и негатывы этой надписи хранятся в Фотоархиве ИИМК РАН.
Эски-Кермен. Опустошённый временем (и людьми) могильник
Камень с надписью, вероятно, является случайной находкой. Наши поиски самого камня пока не дали результатов. Форма надписи – «иже во блаженной памяти и раб Божий» - традиционна как для 10-12 веков, так и для поздневизантийского времени. Несколько необычно выглядит сокращение слова…, которое похоже скорее на аббревиатуру… Пропуск слова «память» встречается в крымском надгробии Чупана из Лак. В имени усопшего пропали две буквы, однако хорошо читаются как началок и конец имени, так и татарский титул «бей», встречающийся также в надписи Цула-бея 1503 года с Мангуп-Кале. Введение выражения, описывающего статус погребённого, …характерно для поздневизантийской эпиграфики. Однако чрезвычайно необычна сама должность – «первого разряда третьей части».
--
Что касается последних слов, то аналогию им можно отыскать в надписи 14 века с Мангуп-Кале, где, несмотря на позднейшие повлеждения, в конце строки 6 читаются слова «11 части», которые обозначают там, возможно, крайний рубеж княжества Феодоро. Рискнём предположить, что княжество Феодоро, состоявшее из разделённых горами долин, территориально подразделялось на округа – «части» (как минимум 11), причём номер эски-керменской части – 3 хорошо понятен, если отсчёт вёлся от центра княжества, то есть от соседнего Мангуп-Кале.
Кажущееся гапаксом выражение «первого разряда», которое обозначает, по всей видимости, высший класс феодоритского чиновничества, на самом деле может содержаться и в хорошо известном надгробии Авраама и Косьмы из пещерного храма в Инкермане. В этой надписи, которая, судя по архитектуре церкви, относится к 14 или 15 векам, сомнение вызывает отчество погребённых – «сын Афки»: во-первых, сокращение не находит себе аналогий; во-вторых, если даже такое сокращение в данном случае имеет место, непонятно, почему это слово не повторено во втором случае; наконец, в надписи чётко различаются сохранившиеся ударения, стоящие над некоторыми словами, и знаки сокращений или цифр (как и над вышеупомянутым ипсилоном одно из этих титл стоит над следующей за ипсилоном альфой). Поэтому мы склонны читать в инкерманской надписи подобное эски-керменскому обозначение чина: «первого разряда», с добавлением слов «и комит».
Таким образом, надгробие с Эски-Кермена заставляет нас пересмотреть целую группу эпиграфических памятников, возникших на территории княжества Феодоро в 14-15 веках, и даёт ценные сведения об административной структуре этого княжества.
Черкес-Кермен - Надгробные надписи
Надгробия донаторов (3 шт.). Носитель: фреска на стене храма. Место находок: балка Черкес-Кермен, храм «Донаторов». Датировка: 13-14 век. Источник датировки: характер фресок. Текст: «Почил(а) раб(а) Божий(ия) имярек» (не всех трёх надписях). Комментарий: все три надгробные надписи в храме «Донаторов» содержат типичную и практически единственную надгробную формулу поздневизантийского времени «почил раб Божий имярек». Надписи, несомненно, относятся к фиругам «княжеской семьи», расположенным между изображениями святых. Поскольку фигур, ассоциируемых с «княжеской семьёй», пять, то таким же, возможно, было и число надписей. От трёх исследованных надписей сохранились только верхняя часть, так что остаётся неизвестным, были ли указаны в них, кроме имени, статус покойных (судя по изображениям достаточно высокий) и дата смерти.