Немногочисленные (по сравнению, например, с Мангуп-Кале) надписи с Эски-Кермена представляют чрезвычайный интерес как чуть ли не единственный древний письменный источник по истории города. До сих пор единственным эпиграфическим памятником с самого Эски-Кермена (не считая подписей к изображениям на фресках храма «Успения») считается надпись из храма «Трёх всадников» - её видел ещё Ф. К. Маршал фон Биберштейн в конце 18 века. Однако в настоящее время, благодаря архивным разысканиям С. В. Харитонова я автора этого Свода, удалось обнаружить ещё два эпиграфических памятника, один из которых чрезвычайно интересен.
Эски-Кермен. Руины древнего храма (виден фундамент апсиды)
Кроме них, в материалах Эски-Керменской экспедиции 1930 года есть описание и фотография ещё одной надписи, представленной тремя буквами, однако мы не можем с уверенностью определить ни соотношение верха и низа в ней, ни язык – греческий или латинский. На подписи и надписи в храме «Донаторов», расположенном в балке Черкес-Кермен, обратил внимание ещё Ю. А. Кулаковский, предоставивший В. В. Латышеву шесть копий этих эпиграфических материалов (Латышев, 1896, с. 124-124, №43а). Пять из них являются подписями к фигурам святых, и лишь одна копия (точнее, две её верхние строки) представляет собой остаток надгробной надписи. Остатки ещё двух подобных надгробных надписей удалось выявить в ходе дальнейших работ по изучению фресок храма «Донаторов» (2002 год, обследования И. Г. Волконской).
При составлении Свода была взята за основу система PETRAE (Университет Бордо-III) с любезного разрешения её создателя А. Брессона. Мы оставили вне рассмотрения все подписи к изображениям святых и праздников на фресках, а также буквенные символы на строительной керамике, включив в рассмотрение только лапидарные памятники и надписи такого же типа на фресках. Наша сердечная благодарность парижскм коллегам Д. Фейселю и Г. Курциану, чьи советы оказались весьма полезными при работе над Сводом.
--
Эски-Кермен - Строительные надписи
Неизвестного. Носитель: фресковая полоса с рамкой на карнизе. Материал: темпера. состояние памятника: большая часть поверхности повреждена. Место находки: Эски-Кермен, храм «Трёх всадников», северная стена, под фреской с изображением трёх всадников. эпиграфическое поле: полоса под фреской.
Датировка текста: 13 век. Источник датировки: указание надписи. Текст: «Вырублены и расписаны эти святые Христовы за душевоное спасение и отпущение грехов имярека в 67.. г.».
Комментарий: надпись из храма «Трёх всадников» - типичный пример фрескового посвящения, ближайшие аналогии которому мы находим в Инкермане. Такой тип дедикативной надписи, по-видимому, получил распространение в Горном Крыму именно в 13 веке, то есть в эпоху расцвета Эски-Кермена. Дату на нашем памятнике читал только В. И. Григорович в 1874 году, в 1896 году она была уже утрачена.
Обычно данное посвящение связывали с вырубкой храма в отвалившейся от основного массива скалы известняковой глыбе и считали, что слова «вырублены и расписаны» подразумевают храм неких трёх всадников. Однако недавние наблюдения Н. Е. Гайдукова показали, что для исполнения фрески северная стена и потолок храма были перетёсаны (что особенно хорошо видно на косяке западного входа). Таким образом, слова «вырублены и расписаны» относятся не к первоначальному сооружению, но к его перестройке, возможно, связанной с сооружением гробницы в северной части храма.
Три всадника на фреске понимались как трое святых и были убедительно, на наш взгляд, интерпретированы Е. С. Овчинниковой как три изображения свягото Георгия Победоносца: Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель. К этому выводу приводит нас слово «святые», которое хорошо читается в копии Ф. К. Маршала фон Биберштейна (на что любезно указано нам И. В. Тункиной), но опущено у В. В. Латышева (Ю. М. Могаричев вслед за О. И. Домбровским приписывает В. В. Латышеву стение «святые мученики»). Имя дедиканта не сохранилось, но размер лакуны позволяет предположить, что в надписи было указано не только имя вместе со стандартным выражением «раб Божий», но и статус посвятителя, который мог быть судя по характеру работ, достаточно высоким. Инвокативные надписи
Неизвестного. Носитель: блок кладки. Место находки: Эски-Кермен, базилика, южная апсида, внешняя сторона. Место хранения: неизвестно. Текст: «Господи, помоги рабу Твоему имяреку». Комментарий: мы имеем здесь дело с типичным граффито на стенах храмов, характерным для всего средневековья. Особой популярностью при этом пользовалась наиболее священная часть храма – апсида, причём часто именно её южная, правая сторона (сравните с храмом в селе Кудрино, Крым). Формула надписи также чрезвычайно распространена, поэтому точно датировать надпись не представляется возможным.