----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Свод греческих надписей Эски-Кермена и его ближайшей округи
Строительные надписи

начало::окончание

Материал перепечатывается в сильном сокращении

Немногочисленные (по сравнению, например, с Мангуп-Кале) надписи с Эски-Кермена представляют чрезвычайный интерес как чуть ли не единственный древний письменный источник по истории города. До сих пор единственным эпиграфическим памятником с самого Эски-Кермена (не считая подписей к изображениям на фресках храма «Успения») считается надпись из храма «Трёх всадников» - её видел ещё Ф. К. Маршал фон Биберштейн в конце 18 века. Однако в настоящее время, благодаря архивным разысканиям С. В. Харитонова я автора этого Свода, удалось обнаружить ещё два эпиграфических памятника, один из которых чрезвычайно интересен.

Эски-Кермен. Руины древнего храма (виден фундамент апсиды)
Эски-Кермен. Руины древнего храма (виден фундамент апсиды)

Кроме них, в материалах Эски-Керменской экспедиции 1930 года есть описание и фотография ещё одной надписи, представленной тремя буквами, однако мы не можем с уверенностью определить ни соотношение верха и низа в ней, ни язык – греческий или латинский. На подписи и надписи в храме «Донаторов», расположенном в балке Черкес-Кермен, обратил внимание ещё Ю. А. Кулаковский, предоставивший В. В. Латышеву шесть копий этих эпиграфических материалов (Латышев, 1896, с. 124-124, №43а). Пять из них являются подписями к фигурам святых, и лишь одна копия (точнее, две её верхние строки) представляет собой остаток надгробной надписи. Остатки ещё двух подобных надгробных надписей удалось выявить в ходе дальнейших работ по изучению фресок храма «Донаторов» (2002 год, обследования И. Г. Волконской).

При составлении Свода была взята за основу система PETRAE (Университет Бордо-III) с любезного разрешения её создателя А. Брессона. Мы оставили вне рассмотрения все подписи к изображениям святых и праздников на фресках, а также буквенные символы на строительной керамике, включив в рассмотрение только лапидарные памятники и надписи такого же типа на фресках. Наша сердечная благодарность парижскм коллегам Д. Фейселю и Г. Курциану, чьи советы оказались весьма полезными при работе над Сводом.

--

Эски-Кермен - Строительные надписи

Неизвестного. Носитель: фресковая полоса с рамкой на карнизе. Материал: темпера. состояние памятника: большая часть поверхности повреждена. Место находки: Эски-Кермен, храм «Трёх всадников», северная стена, под фреской с изображением трёх всадников. эпиграфическое поле: полоса под фреской.

Датировка текста: 13 век. Источник датировки: указание надписи. Текст: «Вырублены и расписаны эти святые Христовы за душевоное спасение и отпущение грехов имярека в 67.. г.».

Комментарий: надпись из храма «Трёх всадников» - типичный пример фрескового посвящения, ближайшие аналогии которому мы находим в Инкермане. Такой тип дедикативной надписи, по-видимому, получил распространение в Горном Крыму именно в 13 веке, то есть в эпоху расцвета Эски-Кермена. Дату на нашем памятнике читал только В. И. Григорович в 1874 году, в 1896 году она была уже утрачена.

Обычно данное посвящение связывали с вырубкой храма в отвалившейся от основного массива скалы известняковой глыбе и считали, что слова «вырублены и расписаны» подразумевают храм неких трёх всадников. Однако недавние наблюдения Н. Е. Гайдукова показали, что для исполнения фрески северная стена и потолок храма были перетёсаны (что особенно хорошо видно на косяке западного входа). Таким образом, слова «вырублены и расписаны» относятся не к первоначальному сооружению, но к его перестройке, возможно, связанной с сооружением гробницы в северной части храма.

Три всадника на фреске понимались как трое святых и были убедительно, на наш взгляд, интерпретированы Е. С. Овчинниковой как три изображения свягото Георгия Победоносца: Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель. К этому выводу приводит нас слово «святые», которое хорошо читается в копии Ф. К. Маршала фон Биберштейна (на что любезно указано нам И. В. Тункиной), но опущено у В. В. Латышева (Ю. М. Могаричев вслед за О. И. Домбровским приписывает В. В. Латышеву стение «святые мученики»). Имя дедиканта не сохранилось, но размер лакуны позволяет предположить, что в надписи было указано не только имя вместе со стандартным выражением «раб Божий», но и статус посвятителя, который мог быть судя по характеру работ, достаточно высоким.
Инвокативные надписи

Неизвестного. Носитель: блок кладки. Место находки: Эски-Кермен, базилика, южная апсида, внешняя сторона. Место хранения: неизвестно. Текст: «Господи, помоги рабу Твоему имяреку». Комментарий: мы имеем здесь дело с типичным граффито на стенах храмов, характерным для всего средневековья. Особой популярностью при этом пользовалась наиболее священная часть храма – апсида, причём часто именно её южная, правая сторона (сравните с храмом в селе Кудрино, Крым). Формула надписи также чрезвычайно распространена, поэтому точно датировать надпись не представляется возможным.

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.