Нартекс или нарфик, греч. - он же притвор. Длинный узкий коридор вдоль западной, части храма. Иногда было два нартекса - внутренний и внешний (экзонартекс). Н. предназначен для стояния за Литургией оглашенных, готовящихся принять Святое Крещение, и кающихся, которые не могли участвовать в Божественной Литургии, а лишь слушали ее. притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр. В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено.
В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы. Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.
В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие обряды, в том числе и заупокойные молитвы.
--
Неаполь Скифский – главный город (3 век до нашей эры – 3 век нашей эры) государства поздних скифов. Остатки Неаполя Скифского находятся на юго-восточной окраине города Симферополя (Крым). Расцвет относится ко 2-му веку до нашей эры. Основное население составляли скифы. Жили в Неаполе также греки, сарматы, тавры. В 3-ем веке нашей эры Неаполь Скифский был разрушен, возможно, готами.
Никифор (около 758-829) – константинопольский патриарх (806-815), сторонник иконопочитания. Автор «Бревиария» («Краткой истории»), сравнительно небольшого исторического сочинения, написанного в период между 775 и 787 годами, излагающего события 602-769 годов. «Бревиарий» Никифора содержит ряд сведений, отсутствующих в «Хронографии» Феофана, в частности, в описании бегства Юстиниана-2 из Херсонеса в Дорос.
Никопея - иконографический образ Богоматери, на котором Она представлена в рост, держащей на груди Младенца Христа, заключенного в круг или полукруг. Икона была палладием Византийских императоров.
Одигитрия - чудотворный образ Богородицы, по церковному преданию, написанный евангелистом Лукой. Хранился в храме, расположенном в районе Одигон в Константинополе. Богородица представлена на нем держащей левой рукой Младенца Христа.
Омофор - здесь деталь одежды, особый плат, покрывающий голову и верхнюю часть туловища. Иначе нарямник - облачение, носимое на плечах; отличие архиерея. Это - длинный и широки плат, с изображениями креста, одеваемый поверх других архиерейских одежд и опускающийся одним концом спереди, другим сзади. Он изображает собою заблудшую овцу, которую добрый пастырь (Лук., XV, 4 - 7) возложил на плеча и принес в дом, что означает спасение Иисусом Христом рода человеческого. В западной церкви омофору соответствует паллиум, который там составляет принадлежность не каждого епископа. В древности тот и другой носили и другие названия: aureus clavus, chrisoclavum, aurifrigium. Ср. И. Мансветов, "Омофор" (в "Древностях Моск. Археол. Общ.", т. III).
Оранта - фигура человека с воздетыми в молитве руками. Чаще всего под Орантой понимают определенный иконографический образ Богородицы, олицетворяющей ежедневную молитву Церкви. Образ окончательно складывается к VI в. Ранее с IV в.) дева с поднятыми в молитве руками символизировала душу умершего. На Руси наиболее знаменитое изображение Оранты известно в конхе Софийского собора в Киеве XI в.).
Ориген, ок. 185-254 гг., древнехристианский богослов, автор более двух тысяч сочинений. Вел аскетическую жизнь. Во время гонений при Деции Траяне был заключен в тюрьму, где и обрел мученический венец.
Оссуарий – вместилище для человеческих костей, устроенное с целью погребения. К оссуариям относятся небольшие переносные объекты для одиночного захоронения (ларнак, пифос, урна), а также высеченные в скале помещения или постройки, сложенные из камня, для нескольких последовательных захоронений (камерная гробница, толос). Устройство оссуариев было широко распространено в первые века нашей эры в Иране и Средней Азии в среде зороастрийцев. Часто оссуарии предназначались для хранения (после выставления мёртвых тел на открытом воздухе по ортодоксальному зороастрийскому обряду) костей целых семей. оссуарий – слово латинского происхождения. Его среднеперсидским эквивалентом является астодон («хранилище костей»). Синонимами слова оссуарий являются костница, костотека.
Палатинский дворец - императорская резиденция в Риме на соответствующем холме.
Палица - 4-х угольный плат с изображением креста, носимый на бедре с правой стороны. В древние времена - принадлежность архиерейского облачения. Ныне дается как награда игуменам и протоиереям. В таинственном смысле означает духовный меч - Слово Божие, которым вооружается пастырь.
Передняя Азия (Западная Азия) – юго-западная часть Азии, состоящая из полуостровов Малая Азия, Аравийского и Синайского, а также примыкающих к ним территорий: Армянского и Иранского нагорий, Месопотамской низменности и Леванта (стран восточного побережья Средиземного моря).