На главной улице у городских ворот поверхность скалы на дороге сохраняет три древние колеи, оставшиеся от долговременной езды. Средняя колея выбита копытами лошадей, две боковые – возникли от колёс. В стенах коридора, прорубленного в массиве скалы, с обеих сторон высечены пещеры различного назначения, некоторые из них могли быть усыпальницами. Ширина главной улицы у городских ворот не превышает 2,5 м.
Главная улица у городских ворот (на заднем плане), видна колея
Главная улица города проходила по центральной части плато Эски-Кермена в направлении с юга на север и приводила на площадь с базиликой, вокруг которой, возможно, располагались другие крупные здания. От главной улицы в восточном и западном направлениях отходили боковые улицы. Вдоль крепостных стен, с внутренней их стороны, проходила «военная» улица (Репников, 1932в).
--
По-видимому, Эски-Кермен имел регулярную планировку улиц. Многие улицы города, располагаясь между жилыми кварталами, были ориентированы по направлениям с юга на север и с запада на восток (по топографической оси города и перпендикулярно ей); Веймарн, 1982.
Заросшая кустарником средневековая улица (справа основание фундамента и вход в пещеру-подвал)
Кроме главных городских ворот в системе укреплений Эски-Кермена имелись трое малых ворот, так называемые «калитки» - восточная, северная и западная, - снабжённые лестницами, высеченными в скале, в древности хорошо защищённые. От площади с базиликой, расположенной в центральной части плато, главная улица продолжалась на север, по направлению к «северной калитке».
У восточного края плато Эски-Кермена, вблизи одного из участков жилых наземных построек, раскопанных в 1936-1937-ом годах, на поверхности скалы чётко прослеживаются направление широкой, возможно, второй по значению улицы, имеющей ширину на данном участке около 2,4 м, и боковых улиц. Ширина боковых улиц не превышает 2 м. Все улицы, открытые у восточного края плато, не имели следов от колёсного транспорта.