На западной стене против алтаря, в верхней части - большая композиция Успения Богородицы. Фреска сохранилась очень плохо. Византийская фреска в таком виде более напоминает лубочную картинку XVIII в. Однако это обманчивое впечатление - достаточно взглянуть на оригинал. Красочные слои во время росписи наносились последовательно, в зависимости от характера краски. На фреске Успения множество утрат верхнего слоя живописи. Лучше сохранился нижний слой с общим фоновым рисунком. Прописи черт лица, тонкие складки на одежде и т. п., находившиеся в верхних слоях живописи, сохранились очень плохо. Плохая сохранность живописи в храме «Успения» создает только иллюзию примитивной работы.
Современное состояние фрески западной стены храма Успения
Лучше всего сохранился фрагмент фрески, изображающий лики четырех апостолов, припадающих к одру Богоматери в правой части композиции. Лики сохранили санкирь бирюзово-зеленого оттенка, кое-где и он шелушится, обнажая грунт. Пропись охрой красно-желтого и темно-коричневого цвета сохранилась отдельными кусками. Охрение с пробелами сохранилось еще в меньшей степени, и только на ликах.
--
Схема-прорись росписи западной стены храма "Успения"
Иконографическая схема сюжета характерна для византийского искусства. Еще Н. Репников отметил, что этот извод отличается наличием фигуры жидовина Афония. В прорисовке О. И. Домбровского видна нижняя часть бегущей фигуры в правом нижнем углу композиции. В левой половине нижнего ряда сохранилось изображение ангела, вынимающего меч из ножен. Справа от одра Богоматери изображено пять апостолов. Один апостол в центральной части среднего ряда частично заслоняет собой Христа. Еще шесть апостолов находятся слева от ложа. В правой верхней части композиции - плохо сохранившаяся фигура архангела, принимающего душу Богоматери. От Христа сохранилась только часть крещатого нимба.