О возможной связке событий, происшедших в Северной Сирии и в Крыму в 7 веке
В 638 или 639 годах нашей эры в Северной Сирии произошло событие, последствия которого, возможно, имеют отношение к крымскому «пещерному городу» Эски-Кермену.
В византийской «Хронографии» Феофана, составленной приблизительно в 810-814 годах, охватывающей события 284-813 годов, под разными датами содержатся сведения о двух городах, имевших название Дорос, - в Сирии и в Крыму. О сирийском Доросе Феофан сообщает, что в 6000 году (то есть в 507/508 годах) восточно-римский император Анастасий I оградил стенами Дорос, большое и крепкое место в Месопотамии, на границе Римских и Персидских владений, построил в нём церкви, кладовые для хлеба, водоёмы, портики, общественные купальни, назвал эту крепость Анастасиополем, дал права города и что в 6130 году (тоесть в 638/630 годах) этот Дорос был захвачен Иадом, полководцем арабского правителя Омара.
Вырубленная в отвесной скале дорога в городище от северной калитки
[За основу летоисчисления Феофан берёт Александрийскую эру, тоесть насчитывает от сотворения мира до Рождества Христова 5492 года. Кроме счёта по годам, Феофаном проводится счёт по индиктам, однако не всегда первый совпадает с последним. Ввиду обнаруженных ошибок в счёте по годам, пользуясь хронологией Феофана, следует к его счёту годов прибавлять один год в промежутке между 6099 (606/607) и 6204 (711/712) годами, и в промежутке между 6219 (726/727) и 6266 (773/774) годами (Чичуров, 1980)], и многих людей в этом городе захватчики побили (Феофан, 1883-1885).
Крымский Дорос упоминается Феофаном в связи с бегством византийского императора Юстиниана II из заключения в Херсонесе Таврическом в конце 7 или начале 8 века (не ранее 698 года), Феофан – 1883-1885 [П. И. Кеппен в своей книге «Крымский сборник: О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических», повествуя в одном из примечаний об упоминаниях византийскими писателями имени Дорос, пишет следующее: «Доросом называлось также имевшее свою Епархию место в Сирии, которое находилось в 6 милях от пределов Персии и Ассирии и было известно также под именем Анастасиополя» (Кеппен, 1837, с. 59)].
--
Согласно гипотезе Н. И. Репникова, Эски-Кермен есть изначальный крымский Дорос [вопрос о происхождении названия «Дорос» остаётся невыясненным (Чичуров, 1980). Известны греческая, готская, кавказская, кельтская этимологии (Васильев, 1936). По мнению О. Н. Трубачёва, название «Дорос» имеет таврское (индоарийское) происхождение и родственно древнеиндийскому «пещера», а также «гора» (Трубачёв, 1977).
Некоторые исследователи отмечали сходство слов «Дорос» и «Таврос» (Брун, 1866; Равдоникас, 1932; Васильев, 1936). Ф. Брун обратил внимание на то, что армяне называли Малоазийский Тавр (горую систему в Турции) Доросом (Брун, 1866)], центр Крымской Готии и Готской епархии в Крыму в период раннего средневековья (Репников, 1932а). Археологические свидетельства указывают на то, что Эски-Кермен как укреплённый город возник в 6-8 веках.
Ф. И. Шмит, исследовавший Эски-Керменскую базилику в 1930 году, охарактеризовал её архитектурный облик как весьма необычный, не характерный для крымской церковной архитектуры, и сблизил тип Эски-Керменской базилики с «сирийским» типом базилик на основании нескольких признаков, одним из которых является, по мнению Ф. И. Шмита, наличие у Эски-Керменской базилики трёхчастного «сирийского» алтаря. Ф. И. Шмит считал, что Эски-Керменская базилика построена по сирийским образцам.
«В таком случае, - писал Ф. И. Шмит, - время построения эски-керменской базилики определяется разгромом Сирии и гибелью сирийской архитектурной традиции в начале 7 века…» (Шмит, 1932а, с. 233). По мнению Ф. И. Шмита, предположение о том, что Эски-Керменская базилика построена по сирийским образцам, чрезвычайно важно для определения имторического места всего Эски-Кермена.
Н. И. Репников после первых раскопок в Эски-Кермене, проведённых в 1928-1929 годах, писал о том, что по его мнению, происхождение особого погребального обряда, связанного с захоронениями человеческих костей в усыпальницах (оссуариях), существовавшего в Эски-Кермене в период 8-13 веков, следует видеть в «сиро-малоазийском» влиянии (Репников, 1932б).
Результаты археологических исследования в Эски-Кермене и сформулированные археологими выводы дают основание думать о возможной исторической связи Эски-Кермена не только с Сирией и Малой Азией, но и с упомянутым в «Хронографии» Феофана сирийским Доросом (Анастасиополем).