Открытый К. Б. Газе письменный источник был сначала назван А. А. Куником «Аноним Таврический». В процессе изучения памятника А. А. Куник пришёл к убеждению, что автором «Записки» является готский топарх, и А. А. Куник дал новое название этому источнику – «Записка готского топарха».
А. А. Куник также пришёл к убеждению, что «варварами», которые упоминаются в «Записке», были хазары и что созванное топархом собрание состояло из крымских готов, которые решили обратиться за помощью к великому князю киевскому – Святославу I (Куник, 1874). Однако почему автор «Записки» называет великого князя киевского царствующим на севере от Истра, то есть на севере от Дуная?
Эски-Кермен. Совсем рядом с базиликой крутой уступ западного обрыва с видом на ущелье
По мнению А. А. Куника, в словах топарха – «царствующим на севере Истра», могло выразиться желание автора «Записки» поставить себя на точку зрения жителя византийской столицы: «Не хотел ли он этим перенести себя на географическую точку зрения жителя византийской Константинопольца, так как он для Константинопольца писал свою записку?» (Там же, с. 73-74) [Ф. Вестберг, в связи с этим мнением А. А. Куника, отметил: «…византийцы называли Истром не всё течение Дуная, но только низовья его (Вестберг, 1909, с. 104). Аналогичного мнения придерживается Г. Г. Литаврин: «Издревле греки считали всё, лежащее за Истром (нижнее течение Дуная), находящимся по отношению к ним «не севере», независимо от того, прямо на север, на северо-восток или даже на восток лежат эти области «за Истром» (Литаврин, 1957, с. 120-121)].
По мнению А. А. Куника, описанное в «Записке» путешествие топарха к Святославу состоялось незадолго до похода Святослава на хазар в 965 году. А. А. Кулик в результате исследования «Записки» пришёл к выводу об открытии им исторического факта добровольного присоединения крымских готов к Киевской Руси в середине 10 века (Куник, 1874). Возможно, время наблюдения топарха за положением «первой из звёзд» достаточно точно определено. Согласно результатам астрономических вычислений, произведённых Я. Зейботом, указанное в «Записке» положение среди звёзд планета Сатурн в зимнее время в начале января 963 года (Вестберг, 1910).
Если придерживаться взглядов К. Б. Газе, А. А. Куника, А. А. Васильева на порядок размещения фрагментов текста, то, следовательно, начало военных действий, описанных во втором и третьем фрагментах, следует отнести к осени 962 года (Васильев, 1936) [не всеми исследователями разделяется мнение в точности вычислений, произведённых Я. Зейботом. Астроном К. К. Яхонтов пришёл к выводу о том, что положение Сатурна, подобное описанному в «Записке», было возможно как наиболее вероятное в январе 992 года (Литаврин, 1957). М. А. Шангин считал, что точны, астрономические вычисления вообще неприменимы в исследовании текста «Записки готского топарха», так как, по мнению М. А. Шангина, её автор пользовался астрологическим календарём (Шангин, 1941)].
А. А. Васильев своё мнение о том, что «сторонники» топарха, собравшиеся на совет, были русскими людьми, но не крымскими готами, обосновывает следующими словами автора «Записки»: «Они же, либо потому, что никогда-де не были причастны к царскому благорасположению, что пренебрегали греческими порядками и больше всего домогались автономии; либо потому, что они соседи царствующему на севере Истра…, и что от тамошних нравов не отличны в своём образе жизни…» (цитата по: Вестберг, 1910, с. 286).
--
По мнению Ф. Вестберга, «…область Климаты обязана своим именем одноименной крепости. Причина, по которой никто из писателей, за исключением готского топарха, не упоминает о городе Климаты, - продолжает Ф. Вестберг, - может быть та, что разрушенное варварами укрепление лежало в развалинах и потеряло своё значение. Впрочем, весьма возможно, что Климаты скрываются под каким-либо другим наименованием; ибо тамошние города нередко меняли свои названия вследствие наплыва всё новых пришельцев» (Вестберг, 1919, с. 256). А. А. Куник и Ф. Вестберг, в связи с вопросом о локализации области и города Климаты, упоминают о городе Доросе, сведения о котором содержатся в «Житии» готского епископа Иоанна (Куник, 1874; Вестберг, 1910).
Выше было отмечено, что Н. И. Репников отождествил описанный в «Записке» разрушенный город в области, именуемой «Климаты», с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом.
Археологические исследования, проведённые в 1928-1930 годах, показали, что крепостные стены в южной части Эски-Кермена были снесены до основания. По мнению Н. И. Репникова, разрушение крепостных стен в южной части города произошло не ранее конца 8 века и не позднее 10 века. Результаты раскопок указывают на то, что после разрушения боевых стен жизнь города продолжалась (Репников, 1932в).