|
Пещерный комплекс церкви Успения |
|
|
Традиционной византийской алтарной преграды с темплоном и колонками, поддерживающих его, здесь, по всей видимости, не было. Эта конструкция могла оказаться слишком громоздкой для скромных масштабов храма. В единовременном храме «Трёх всадников» присутствовала традиционная высокая алтарная преграда из дерева, что объясняется большими размерами последнего. По границе росписи прослеживаются следы перегородки, которая отделяла сам храм от остального помещения и, возможно, была сооружена из дерева.
В центральной части западной стены пещеры за пределами собственно церкви находится ниша, где на уровне пола вырублен тарапан размерами 2,1х1 м. В юго-западной части помещения имеются ямки, служившие, возможно, для установки пифосов. Некоторые части храма кажутся абсолютно иррациональными. Например, наличие тарапана вблизи росписей. Но напомним, что следы и остатки «воздушных печей» в современных храмах выглядят теперь также совершенно нефункционально, назначение их, на первый взгляд, может показаться абсолютно не понятным. Кроме того, некоторые детали пещерных храмов могли относиться к разным периодам строительства или соответствовать местным особенностям богослужения.
В средневековых монастырях, особенно небольших, трапезная иногда непосредственно примыкала к храму. Среди крымских памятников можно назвать трапезную монастыря Челтер-Мармары, которая отделялась от западной части монастырского католикона лишь каменной стенкой (Могаричев, 1997). Согласно Блаженному Симеону Солунскому и Марку Эфесскому XV в., в монастырях Богородичная просфора сразу после совершения литургии переносилась на трапезный стол, где и вкушалась братией с молитвою (Симеон Солунский, «О святой молитве»). Это предполагает, что трапезная должна была находиться недалеко от храма. Такое взаиморасположение структурных единиц особенно показательно в условиях пещерного варианта со скальными переходами и лесенками между отдельными помещениями.
--
Изготовление хлебов для причастия иногда обставлялось в средние века особой обрядностью. В раннесредневековых церквях Сирии печи для выпечки причастного хлеба иногда примыкали непосредственно к алтарю храма. Вероятно, сходные нормы касались и изготовления причастного вина. В западной части трапезной монастыря Чилтер-Мармары находится тарапан с чаном для сусла и ямками, вероятно, предназначенными для установки пифосов. По-видимому, в нашем случае наличие тарапана также указывает на существование подобной практики в монастырях Эски-Кермена.
Особо следует отметить, что в этих случаях речь идет о монастырских особенностях приготовления к богослужению. В приходских храмах средневековой Таврики таких конструктивных особенностей, как наличие площадок для давления винограда, не наблюдается. Если верно наше предположение, то вся южная часть помещения, свободная от фресок, могла быть трапезной. Надо сказать, что эта традиция уходит корнями еще в эпоху Древней Церкви: так, в кафедральном комплексе Салоны (совр. Сплит, Югославия), в одном дворе с храмом производилось и хранилось оливковое масло и вино (Беляев, 1998).
Храм «Успения» и прилегающие к нему помещения представляют, как уже было сказано, единый комплекс. Первоначально, по мнению Н. Репникова, в толще скалы была устроена цистерна, в которую вело узкое отверстие с поверхности. Затем на уровне пола нынешней церкви были вырублены «постели», для укладки крепостных стен. Впоследствии, когда стены были разобраны до скалы, сверху до уровня их основания была вырублена лесенка, для сообщения с нижней террасой. Здесь после и была задумана постройка церкви. Строители, возможно, и не предполагали, что в этой скале имеется засыпанная цистерна, а это существенно облегчило вырубку храма.
Первоначально, по-видимому, вырублена северо-восточная часть помещения собственно храм. Цистерна превратилась в подвал, закрытый деревянным настилом. Верхнее же отверстие бывшей цистерны заложили плитой (Репников, 1932). Тогда же были вырублены и помещения к западу от лесенки: костотека и еще одно скальное помещение. Мы предполагаем, что у храма был еще каменный тамбур и, возможно, деревянный балкон, нависавший над обрывом, впоследствии нависающая часть упала вниз. После того была высечена юго-западная половина пещеры, а затем выемка в северной части пещеры, недостающая до пола, и в ней был устроен тарапан. Дорублен был и пол храма, а также несколько расширена цистерна, по бокам ее сделаны ниши. Фресковая роспись была нанесена, как нам кажется, уже после сооружения тарапана.
на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную
Поиск по сайту |
|