После того, как мы закончили с этими мифами, надо несколько слов сказать о рисунках. Дело в том, что путешественники не просто записывали свои какие-то воспоминания о пребывании в Крыму, они ещё делали рисунки. Рисунков этих много. Они очень разного качества, совершенно разного. Некоторые вполне талантливые. Некоторые очень точные. Некоторые совершенно чудовищные, как по стилю, так и по содержанию. Рисунков этих очень много. К сожалению, большая их часть не опубликована и о большей их части широкая публика не знает.
Мы знаем о рисунках в альбоме путешествия Палласа, мы знаем об альбоме путешествия Сумарокова, некоторых других. Но существует огромная масса этих рисунков, которые до сих пор хранятся в музейных и архивных собраниях, а рисунки эти очень важны. Прежде всего с точки зрения археологии. Например, рисунок Реджинальда Хебера (1783-1826) "Крепость и городские кварталы в Балаклаве".
Реджинальд Хебер, английский поэт и весьма знаменитая личность. Епископ индийской Калькутты. По молодости лет он предпринял образовательное путешествие на восток Европы и, в частности, в Крым. У него сохранились несколько зарисовок крымских памятников. Обратите внимание на рисунок Балаклавы. Очень хорошо видно, насколько лучше была сохранность генуэзской крепости в 1806 году, когда её видел Реджинальд Хебер. Сейчас, как мы видим, много чего исчезло.
Кроме того, если мы посмотрим в нижнюю часть этого рисунка, мы увидим османские кварталы, которые находились на морском берегу, и квартальные мечети. Ничего из этого не сохранилось, но с помощью такого рода рисунков современные археологи могут проводит реконструкцию топографии древних городов. Правда, с этими рисунками не всё так просто. Например, регулярно возникают проблемы авторства.
Вот, известный вид всё той же Балаклавы кисти Михаила Матвеевича Иванова (1748-1823). Недавно в центральном музее Тавриды был издан даже альбом иллюстраций. Однако, имеется и другой альбом, менее известный. Это альбом из собрания Ричарда Уэрсли (1751-1805). Английского путешественника, который в 1786 году побывал в Крыму, и у него в альбоме имеется несколько акварелей такого рода.
Если внимательно присмотреться к этим акварелям, а это гравюра сделана с акварели, мы увидим, они исключительно похожи на акварели Иванова. Отличаются только детали на переднем плане: там вроде идиллических всяких рыбаков, кораблики, которые плавают в бухте; а практическая вещь, то есть то, что составляет реальное изображение крепости... эти рисунки очень близки.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография на лицензионных условиях использования Public Domain, prooflink.