"[Большое количество путеводителей с уверенностью сообщают своим читателям], как "римская дорога где-то там идёт по горам" или "да здесь, наверняка, римский легион стоял". Хочется к этой истории быть поближе, хочется всё это отнести к каким-то легендарным вещам, но делать это можно, только если выполняются определённые условия... Во-первых, только если есть строительные остатки связанные с деятельностью римских войск их легко узнать. Это специфические вещи: римские военные лагеря... казармы... оборонительные сооружения... Во-вторых, это наличие латинских надписей... Последний третий элемент... детали военного римского снаряжения... Вывод, только если есть все три названных элемента, мы говорим о римском памятнике. [Как результат, нужно избавляться от понятия] "римских дорог" [в Крыму]. Поскольку, никто не доказал, что [крымские частично мощёные] тропы римские...". Даниил Костромичёв, кандидат исторических наук, научный сотрудник Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес Таврический", 2018.
Однако, с чем же встречаются туристы, путешествующие по Крымским горам? Нельзя отрицать, что в удалённых друг от друга урочищах встречаются участки троп явно мощёные булыжником. Если присмотреться, то эти же тропы имеют остатки крепид (подпорных и опорных стен), сложенных насухо. К обустройству этих троп люди безусловно прилагали усилия. Кем же они были?
В конце 18-го века Россия получила Крым в совершенно диком состоянии с точки зрения связности территории дорожной сетью. В особенности это касалось сообщения с Южным берегом Крыма и вдоль Южного берега Крыма. К строительству "магистралей" через Крымские горы приступят только с началом обустройства дорог Симферополь-Ялта (через Ангарский перевал) и Севастополь-Ялта (через Байдарский перевал) в 1824 году. Завершится масштабное дорожное строительство лишь в 1894 году окончанием строительства дороги Ялта-Бахчисарай (через Ай-Петри).
До запуска сквозного движения по этим дорогам, сухопутное сношение с Южным берегом Крыма осуществлялось только вьючными тропами через несколько крымских перевалов. Кстати, в зимнее время тропы на перевалах заметались снегом и движение прекращалось. К примеру, зимой 1824/25 годов княгиня Анна Сергеевна Голицына вынуждена была зимовать в глубоко провинциальном Карасу-Базаре (ныне город Белогорск), ожидая таяния снегов в горах Крыма и открытия проезда на южный берег до купленного ею имения в Кореизе.
Военная безопасность требовала свободного доступа войск к южному побережью и тропы через горные перевалы нуждались в постоянном уходе. Работы по поддержанию проходов в рабочем состоянии были возложены на местных жителей горных деревень, в качестве "натурального" налога (при невозможности оплаты наличными деньгами). Остатки этих трудов и обнаруживают до сих пор туристы в горах Крыма, а путеводители именуют эти, по-сути, "татарские" тропы "римскими дорогами".
А что же римляне? С римлянами всё в порядке: в Крыму они были, по горным (вероятнее всего таврским) тропам ходили, но никаких "римских дорог" в научно-историческом понимании этого слова тут не строили.