Познакомиться с достопримечательностями Крыма, относящимися к периоду
Золотой Орды можно на экскурсиях по Юго-Восточному Крыму
В восьмидесятые годы XIV века, в Старом Крыму просходит вторая грандиозная стройка. Мы знаем, что в это время Крымом командовал темник Мамай (1335-1380) и, соответственно, учитывая его проигрыш, мы можем судить, что он решил таким образом [возведением новых и ремонтом существовавших на то время крепостных стен, прим. ред.] обезопасить свой город [ныне Старый Крым, прим. ред.], защитить его стенами и таким образом противостоять угрозе, в том числе генуэзской. Поскольку, в 80-е годы после Великой Замятни генуэзцы воспряли и каким-то образом пытались даже здесь [в Крыму, прим. ред.] проводить независимую политику, противостоять Мамаю. Мамай пытался таким образом [строительством крепостных стен, прим. ред.] своё положение упрочить.
Имя темника не случайно связано с Солхатом [одно из исторических названий Старого Крыма, прим. ред.] и вы знаете, что за одним из курганов в черте современного города закрепилось название «Курган Мамая». В 1994-1995 годах экспедицией Государственного Эрмитажа проводились раскопки этого кургана. В ходе раскопок было установлено, что сама поверхность кургана и местность вокруг, это мусульманское кладбище. Центральное погребение на этом кургане оказалось очень необычным с точки зрения мусульманского захоронения.
Был обнаружен весьма интересный погребальный комплекс. Во-первых, внутри могилы был сооружён деревянный сруб в три венца (три ряда брёвен). Во-вторых, захоронение было очень большое, а человек, который был там погребён имел невысокий роста. И, в-третьих, оно было перекрыто плитами, покрытыми искусственной резьбой. Эти плиты сейчас находятся в экспозициях разных музеев: одна хранится в Судаке, другая в Эрмитаже. В результате, Марк Григорьевич Комаровский, который проводил эти исследования, решил, что там похоронен Мамай. Антропологический анализ показал, что скелет принадлежал мужчине возрастом около пятидесяти лет, невысокого роста. Именно таким Мамая описывают на закате его карьеры.
Поэтому, хотя документальных сведений нет, но предположение о том, что этот холм и есть место упокоения Мамая существует. Эта точка зрения, на самом деле, может быть оправданной. Поскольку, бежал Мамай после поражения в противостоянии с Тохтамышем в Кафу. Там пытался спрятаться, но его, по приказу Тохтамыша, убили наёмники. Генуэзцы выдали тело Мамая жителям города Солхат (ныне, Старый Крым). Эти события фиксируются в нарративных источниках. И, видимо, где-то рядом с городом Солхатом и должны были Мамая захоронить. Да, и название закрепившееся за холмом «Курган Мамая» позволяет это нам, в принципе, с уверенностью предполагать.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных редакторских правок. Лекция "Солхат-Крым: загадки золотоордынской столицы". Лектор - Эмиль Сейдалиев, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории Крымского инженерно-педагогического университета, научный сотрудник Института археологии Крыма РАН, заместитель руководителя Старокрымской археологической экспедиции. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=JdADpo3Bm4c. Для иллюстрации использована фотография из базы данных Яндекс.Картинки, автор не установлен.