Второй пример, это изображения здания армянской церкви Богородицы в Старом Крыму. Они абсолютно идентичны. Этот памятник, к сожалению, не сохранился. Поэтому, такие рисунки представляют особую ценность для историков архитектуры. В этой ситуации возможны два объяснения: либо Иванов скопировал некие рисунки, которые были у Уэрсли, а Уэрсли возил с собой художника которого звали [имя произнесено неразборчиво, прим. ред.], и который зарисовывал по его указанию те места через которые проезжал Уэрсли.
Мы знаем, кстати, что Иванов не гнушался копированием чужих акварелей. Например, его кисти есть несколько видов Константинополя. В котором Иванов никогда не был, но скопировал рисунки других художников. Либо второй вариант, второе возможное объяснение, это то, что Иванов, на самом деле, изготовил несколько акварелей каждого из крымских видов, несколько вариантов. Уэрсли просто приобрёл эти копии. Как оно было на самом деле никто вам сейчас точно уже не скажет. Это, загадка, которая, по-видимому, не будет решена никогда. Тем не менее, на этих рисунках представлены крымские археологические памятники, которые имеет смысл изучать.
Вот ещё один художник, Уильям Надфиль. Виды бань и ханского дворца в Бахчисарае (1787). На заднем плане, вероятно, мечеть Ешиль-Джами. О нём вообще ничего не известно. Известно только, что он был в Крыму вместе с Екатериной Великой в 1787 году и по дороге зарисовывал те места, через которые проезжал императорский поезд. В частности, опубликовано несколько акварелей с видами Бахчисарая. Вот, бани в Бахчисарае. Причём бани нарисованы так, что совершенно невозможно понять, какая это из построек. Это может быть и баня Сары Гюзель, которая ныне является частью музейного комплекса, и что угодно. На самом деле невозможно привязаться. Бань было много.
Или, например, вид ханского дворца. Здесь изображена мечеть. Не очень хорошо видно, но на самом деле, это знаменитая мечеть Ешиль-Джами, построенная в середине VIII века. Она была довольно яркая, выдающаяся во всех отношениях. Само название «Зелёная мечеть» происходит от того, что она была украшена узорами зелёного цвета. Мечеть не сохранилась до наших дней. Она была разрушена. Более того, она просуществовала сравнительно недолго, в ней перестали совершать богослужения. Это отдельная история, я боюсь, что времени у нас уже нет, чтобы её рассказывать. Трагическая, достаточно, история, связанная с убийством муллы. Поэтому, эта мечеть реально использовалась только несколько десятков лет, а изображение сохранилось.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография на лицензионных условиях использования Public Domain, prooflink.