Следующий сюжет, о котором я хотел бы рассказать, это история о следах всемирного потопа в Крыму. Надо сказать что в последнее время как-то оживились поиски этого самого всемирного потопа. Приходится встречать разного рода популярные книжки, в которых рассказывается о том, что то у нас [то] на Демерджи следы всемирного потопа, то на Мангупе, то ещё бог знает где. Корни этих представлений, совершенно ненаучных с нашей современной точки зрения, опять же в записках путешественников по Крыму. В 1641 году знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби побывал в Крыму впервые.
Надо сказать, что сейчас изданы Евгением Бахаевским крымские фрагменты путешествия Челеби. Этого эпизода в них нет. Потому что, это первое прибытие [данного] образованного турка, на Крымский полуостров. Вторая часть переведена на русский язык, первая не переведена. Вот в этом самом фрагменте он рассказывает о том, как он здесь ездил и как здесь в Крыму он увидел остатки Ноева потопа. Тогда, по мнению Эвлии Челеби, значительная часть Крыма скрывалась под волнами моря.
Среди прочих мест свидетельства об этом обнаружены на Мангупе, на вершине горы, где, по словам османского путешественника, сохранились каменные столбы, к которым в прошлом привязывали корабли. Ясно, что Эвлия не придумал это сам. Ясно, что он слышал какие-то местные предания, распространённые у крымских татар. Мы имеем свидетельства того, что эти предания, действительно, бытовали.
Через сто лет после Эвлии Челеби, в Крыму оказался Франсуа де Тотт. Он был французским консулом в Крыму, а происхождения он был не то венгр, не то словак. На самом деле венгры и словаки спорят между собой за право быть соотечественниками этого замечательного человека.
Де Тотт издал подробнейшее описание того, как он жил при дворе крымского хана, как он поставил здесь пьесу Мольера. В частности, как это понравилось крымскому хану. В общем, много всяких небылиц рассказал. Таких, что даже не верили сами соотечественники этого де Тотта. В частности, он упомянул такой эпизод.
Однажды в обществе одного своего приятеля крымского татарина он прогуливался по ущельям, примыкающим к тому, где расположен Бахчисарай, «...я заметил железное кольцо, находившееся на вершине неприступной скалы, нависшей над этим ущельем и запиравшее его своим изгибом. Я спросил своего татарина о назначении этого кольца. - Думаю, что оно служило, - спокойно ответил тот, - для крепления судов; поскольку море, омывая эти скалы, образовывало порт в этом ущелье. Я был поражён». Разумеется, образованный французский консул был поражён тем, что его собственные мысли совпали с крымско-татарским преданием.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на Wikimedia.org, автор C. Vuillier, Barbant, лицензионные условия использования Public Domain, prooflink.