Христианские могилы того времени раскопаны и в Керчи, возле храма Иоанна Предтечи. Там был в своё время, ещё в семидесятые и начале восьмидесятых годов, раскопан очень большой могильник при храме. Всего было исследовано почти что двести погребений. Исследованные погребения совершенно чётко нам говорят о том, когда же был построен сам храм Иоанна Предтечи в Керчи.
В настоящее время можно совершенно уверенно говорить о том, что ныне существующий храм, вернее, фундаменты ныне существующего храма были возведены не раньше середины десятого века нашей эры. Возможно, какой-то более ранний христианский храм на этом месте, конечно, был, но пока что он исследователями не обнаружен. А тот, что есть, был сооружён не раньше середины десятого века. Это подтверждается аналогиями в культовой архитектуре Византии в настоящий момент очень хорошо.
Помимо подавляющего влияния христианства, существовали и другие, скажем так, веяния. Ранее был упомянут зороастризм, какое-то влияние на население оказывал и иудаизм. Есть несколько погребений с характерными иудейскими элементами. То есть, какая-то часть населения средневекового Судака, а речь идёт о судакских погребениях, исповедовала иудаизм.
Поскольку, большая часть печенегов были кочевники, поэтому печенежских кочевнических погребений у нас мало. Не все печенеги были настолько воинственными, чтобы совершенно не понимать выгоды проживания возле крымских городов, участия в византийской торговле, которую эти города осуществляли. Поэтому, часть кочевого населения печенежского и не только печенежского, особенно тех печенегов, которые кочевали недалеко от крымских городов, постепенно начинает переходить к оседлому образу жизни и селится в городах.
При раскопках средневекового Судака был обнаружен очень интересный городской могильник, располагавшийся не далее 300-350 метров от крепостных стен, где погребались исключительно кочевники. Это были по своей конструкции кочевнические могилы, но это был не курганный некрополь. То есть, это были не впускные кочевнические погребения, которые в основном-то и известны, и связываются с печенегами. Это был обычный грунтовый могильник, но вместо христианских плитовых погребений, здесь были такие вот интересные, которые возводились по той конструкции, которую сооружали печенеги.
Вместе с тем, в некоторых печенежских погребениях были обнаружены христианские нательные кресты, черепица с христианской символикой. То есть, это тоже был очень интересный процесс не только проживания кочевников в городах, но и их постепенного восприятия христианской идеологии. То есть, благодаря влиянию Византии, они тоже постепенно воспринимали христианство.
Что касается самой материальной культуры? Дело в том, что в этот хронологический период она полностью отличается от той, которая существовала до этого. Если раньше мы могли говорить только лишь о материальной культуре, связанной с проболгарами Крыма: керамика, вещи, всё остальное, что было характерно для проболгар и достаточно сильно отличалось от того, что использовало византийское население Крыма.
Например, керамика, которой пользовались проболгары Крыма, особенно кухонная керамика, и кухонная керамика, которой пользовались византийцы была разная. Не сильно отличалась, но тем не менее отличалась. В этот хронологический период материальная культура становится абсолютно одинаковая и не только для разных частей Крымского полуострова, а вообще для всей территории Византийской империи.
То есть, влияние передовых гончарных технологий не могло не сказываться. Именно в это время, со второй половины десятого века нашей эры, в связи с гибелью всех проболгарских поселений Крыма полностью прекращается местное производство вина. Соответственно, виноградарство и виноделие больше в Крыму не развивалось никогда. Поэтому, все амфоры, известные на территории Крыма со второй половины десятого века, все абсолютно, импортные, все византийские.
Избегая какой-либо конкуренции со стороны Крыма, полностью всё виноградарство и виноделия было сосредоточено на территории Византийской империи. С этого времени в Крым вино только лишь поставлялось из Византии и отсюда уже никуда не распространялось. Поэтому, все амфоры импортные, все произведены на территории Константинополя, Трапезунда и остальных городов Византийской империи.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Между Хазарией и Византией: Крым в VII-XIII веках". Лектор - Вадим МАЙКО, доктор исторических наук, директор Института археологии Крыма РАН. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/JqOiGS8q_MI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений сервиса radikal.ru, автор не установлен.