Примеры так называемых "зольников". Дело в том, что городская урбанизация, увеличение количества жителей в городах предполагало соблюдение определённых градостроительных правил и норм, без которых невозможно было бы существовать. Если, до этого городские свалки, скажем прямо, устраивались где ни попадя, где кому было удобно, то именно со второй половины десятого века для упорядочения всего этого возникают единые городские свалки.
Так называемые, зольники. Это обычные земляные холмы, которые насыпались возле крепостных стен, но обязательно за пределами средневекового города. Такие зольники содержат большое количество археологического материала. Прямо скажем, это помойки, но средневековые. Достаточно интересные зольники существовали практически во всех крымских городах. Раскопаны они пока только в Судаке, возле крепостных стен Алустона-Алушты и в Херсонесе.
Что касается религиозных верований. Самое главное отличие этого периода в истории Крыма, это проникновение христианской идеологии практически во все сферы жизнедеятельности. Если, в более ранний период, проникновение христианства уже было достаточно, то в этот хронологический период оно уже полностью и безраздельно господствует. Полностью и безраздельно господствует христианский погребальный обряд. Есть некоторые отклонения, но тем не менее христианизация полностью нивелировала какие-либо этнические различия.
Тем не менее, есть некоторые достаточно интересные исключения. Существуют очень редкие, и непонятные мне, категории находок. Если раньше я считал, что это могут быть модели, так называемых, зороастрийских храмов, то сейчас я в этом не уверен. Несмотря на подавляющее влияние христианской идеологии языческие верования, в частности, даже не языческие, а зороастрийские верования у какой-то части населения были.
Вернёмся к погребальному обряду этого времени. Это исключительно христианские плитовые могилы. Если раньше они были только лишь отдельными вкраплениями в языческие некрополи, то сейчас это в абсолютно подавляющем большинстве именно они. Некрополи городские достаточно большие. Население очень плотное. Много людей умирало. Некрополи огромные по площади. Один из самых больших был раскопан на территории средневековой Сугдеи возле крепостных стен. Возле каждого большого христианского некрополя обязательно возникает часовня. Как раз пример некрополя раскопанного в Судаке очень хорошо об этом свидетельствует.
Что касается Херсонеса, там была немного другая ситуация. Именно в это время возникают крайне небольшие городские кварталы, которые включали в себя всего лишь несколько усадеб. Планировка города абсолютно выдержана, то есть все улицы и переулки перпендикулярны один по отношению к другому. Каждый такой небольшой квартал содержал свою небольшую часовню. Если раньше христианские, особенно раннехристианские, храмы-базилики были большие по размерам и предполагали большое количество молящихся в их стенах, то это были крайне небольшие христианские часовни, предназначенные только для жителей какого-то определённого квартала. То есть, христианство начинает, скажем так, прятаться за стенами христианских культовых сооружений.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Между Хазарией и Византией: Крым в VII-XIII веках". Лектор - Вадим МАЙКО, доктор исторических наук, директор Института археологии Крыма РАН. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/JqOiGS8q_MI. Для иллюстрации использована гравюра, размещённая на площадке Крымовед, автор не указан.