Теперь, виды кочевания. Очень часто, кочевники представляются в виде каких-то бродяг, которые гонят свой скот не знамо куда, которые продвигаются по степи в любом направлении. На самом деле, это, конечно, далеко не так. Известный советский археолог Светлана Александровна Плетнёва, которая очень много работала по истории кочевников, и специально занималась хазарами, более поздним временем. Она выделила три вида кочевания у степных кочевников по письменным источникам и, как потом выяснилось, эти три вида кочевания хорошо сопоставимы с археологическими находками.
Первый вид кочевания, так называемый, таборный, когда все кочевники, вся орда, сбивается в единый табор. Идёт, держась все вместе. Надо понимать, что собрать большое количество скота, означает обречь его на падёж. Эта орда должна всё время куда-то двигаться. Очень долго так жить сложно. К этому виду кочевания степные народы прибегают только в случае каких-то экстремальных событий. Например, война, когда нужно держаться вместе или миграция, когда все уходят и идут куда-то далеко. Это не нормальный вид кочевания, но он хорошо известен.
Второй вид кочевания, когда степь контролируется каким-то кочевым народом. Они эту степь делят на участки. Каждая семья, каждый клан знают свои участки и кочуют по очень определённому маршруту внутри своего участка. Не дай Бог, залезть к соседям. [Это] означает войну, убийство. При этом, как правило, зимой стада сгоняются куда-нибудь в ущелья, в долины рек. Туда, где их можно укрыть от ветра, а весной, осенью, летом они ходят по степи более свободно. Это вторая форма кочевания.
Интересно, что и в археологии эти две формы различаются. [При] первой форме, таборном кочевании, когда они идут одной ордой, в степи находят только отдельные разрозненные могилы кочевников. Как мы видим, это именно то, что мы знаем про гуннов. Второй способ кочевания, когда у каждой семьи у каждого клана свой конкретный маршрут. Они своих покойников хоронят в одном и том же месте, как правило, в районе зимовников, в долинах рек, и там возникают первые степные могильники. Например, у сармат, у скифов, у других.
Наконец, третий вид кочевания, поздний, который возникает уже при переходе, фактически, к государственной системе. Он, например, хорошо известен у татар Золотой орды и, чуть позднее, у крымских татар. Когда наиболее бедная часть кочевников, разорившаяся, у кого нет скота, начинает оседать на землю в местах зимовок. Туда, куда пригоняют скот, к зимовкам. Люди, у которых не так много скота, начинают жить там оседло. Сюда же пригоняют захваченных в плен рабов, захваченных мастеров, которые тоже расселяются. И чем дальше, тем меньше остаётся реальных кочевников. Население начинает оседать. С. А. Плетнёва эту форму заметила, например, для Хазарского каганата.
Последняя стадия кочевания. Это когда кочует только семья султана, семья хана. Или, просто, на лето в саду при дворце ставят палатку, куда владетель переезжает, чтобы продемонстрировать, что он, всё же, кочевник. Именно так жил последний ливийский лидер Муамар Каддафи. На лето он переезжал в сад, чтобы показать, что он, в общем-то, из кочевого рода. Все остальные, нормальные, ливийцы жили уже по городам и сёлам. Это три формы кочевания. Мы, когда перейдём конкретно к гуннам, увидим, какая у них была форма кочевания. Можно сказать сразу, в основном, первая.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Страшные своей дикостью: гунны в Крыму". Лектор — Михаил Казанский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции (Париж). Лекция прошла 5 июня 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/DxW-z8QIg0o. В качестве иллюстрации изображение из сервиса Яндекс.Картинки, автор не установлен.