----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Л. П. Згуровская Рассказы о деревьях Крыма / Краеведческие очерки


Все материалы принадлежат соответствующим правообладателям
Опубликованы исключительно для предварительного ознакомления

Груша

назад::далее

Оливье де Серр, слывший отцом сельского хозяйства во Франции, говорил, что плодовый сад без груши не достоин своего названия. А как обеднели крымские леса без кизила, черешен, яблонь, груш!

Надо сказать, что плодовые деревья в лесах у всех народов считались неприкосновенными, и разве что у отпетого негодяя поднималась рука на них, да и то делалось это втайне, потому что в противном случае людской неприязни и презрения было не миновать.

У ингушей и чеченцев груша спокон веков дерево священное. В том случае, если было необходимо подчистую вырубить лес под пашню, грушу-дичку обходили, не трогали. Именно поэтому там до сих пор можно увидеть вековые дикие груши, растущие посреди открытых пространств, на месте бывших крестьянских полей.

Надо сказать, что и в Крыму, даже при усиленном истреблении леса в прошлом, не рубили орешника, кизила, яблонь, груш, а, напротив, при каждом удобном случае прививали на дикие плодовые культурные сорта. Г. В. Воинов, обследовавший крымские леса в начале нашего века (имеется ввиду век 20-й, прим. сост.), высоко в горах видел великолепные сорта груш, привитые некогда на лохолистную грушу. Такие же груши есть и на Кара-Даге.

Греки и римляне почитали грушевые деревья. Упоминание о них можно найти в античной литературе (в "Одиссее" Гомера, в произведениях Варрона и Колумеллы). Фрески с изображением плодов яблонь и груш украшали стены дворцов господствующей знати в Помпее и Геркулануме.

Упоминается груша и в былинах, летописях, рукописных фольклорных сборниках. Для наших предков цветущие луга, травы, увешанные плодами деревья - олицетворение расцвета, счастья, достатка. Растения славились во многих бытовых, обрядовых, величальных песнях. Их пели на деревенских посиделках, в праздничных хороводах, и часто залихватская припевка "Грушица, грушица, зелёная моя!" сменялась степенной песней о том же полюбившемся народу дереве.

Единодушное почитание груши многими народами мира объясняется не только и не столько её красотой, как той существенной и многогранной пользой, которую на протяжении многих веков человек извлекал из этого растения. Археологические раскопки в Крыму показали, что греки и римляне, жившие здесь, вырубали в скалах каменные давильни не только для винограда, но и для диких плодов, сок которых выпаривали для получения яблочного и грушевого сиропа. В средневековом княжестве Феодоро такие сиропы заменяли сахар. Квашение фруктов практиковалось как надёжный способ заготовок впрок.

В 16-ом веке неведомый нам гурман наказывал своей хозяюшке:

"А яблоки и груши и вишни, ягоды то было б в рассоле...". На Кавказе дикие груши высушивали и перемалывали в муку, которую смешивали с кукурузной и ячменной. Смесь эту использовали для выпечки особо вкусных, с характерным грушевым ароматом лепёшек.

В настоящее время из плодов диких груш пищевая промышленность готовит грушевый уксус и грушевую горчицу, вина, квас, начинку для конфет, сидры, желе, водку, лимонад, компоты. Сухие, богатые жиром семена используются для получения кофейного напитка.

В свежем виде плоды дикой груши тоже вполне съедобны. Поздней осенью их собирают, раскатывают на холстах в одни слой и дают вылежаться до побурения. После этого они становятся сочнее, слаже и ароматнее. В таком чуть подвяленном виде груши хороши и для варки повидла, джемов, фруктовых пюре. А вот варенье варят из жёлтых, не потерявших твёрдости плодов: они в сиропе почти не развариваются.

--

.

назад::далее


Поиск по сайту

Згуровская Л. П.
Рассказы о деревьях Крыма: Краеведческие очерки.
Симферополь: Таврия, 1981

Дикоросы

Дуб начало::02::03
04::05::окончание
Тис начало::окончание
Тёрн читать
Тополь начало::11
12::окончание
Граб начало::окончание
Боярышник начало::окончание
Липа начало::19
20::окончание
Кизил начало
продолжение
окончание
Земляничник читать
Тамарикс читать
Сосна начало
продолжение
окончание
Ольха начало
продолжение
окончание
Яблоня начало
продолжение
окончание
Ясень начало
окончание
Бук начало
окончание
Груша начало
продолжение
окончание

Читайте также:


 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.