|
Дуб: крымское судостроениеВ старинных хрониках говорится, что уже в 12 веке дубовые леса считались отличным местом выпаса для свиней. Животных выгоняли в леса тогда, когда земля под деревьями была усыпана дикими грушами, яблоками, орехами, желудями. При наличии таких деликатесов свиньям и в голову не придёт обгрызать ветки, жевать всходы древесных растений, до которых они, в иной ситуации, большие охотники. Особая склонность свиней к желудёвому корму нашла отражение и в пословице: "Кабан хоть и сыт, а мимо жёлудя не пройдёт". Очищенные от спорлупы и раздробленные жёлуди охотно есть домашняя птица, лошади, овцы, козы, коровы. На таком корме, с добавкой сена и силоса, увеличиваются надои молока, животные хорошо прибавляют в весе. Листья дуба тоже неплохой корм. Осенью с каждого гектара крымского леса можно собрать 20-25 т такого корма для овец. Чем не подспорье в бездождные, бестравные годы? Только нагнуться и подобрать. По-хозяйски! Совершенно особый и долгий разговор об использовании древесины. Первобытный охотник надрезал ствол молодого дуба, вставлял в надрез заострённый камень и оставлял его там на несколько лет, после чего срубал дерево и получал топорище с крепко вросшим в него каменным топором. У охотников новокаменного века были дубовые рогатины, палицы, клинья и древки копий. Первые рукоятки кремневых ножей тоже дубовые. Древние обитатели русской равнины уже могли делать челны-долблёнки. Мастерили их сообща каменными топорами и тёслами, затрачивая на каждый чёлн по 3-4 года. В 6 веке нашей эры долблёнки из дуба стали расшивать тёсом, который крепили кленовыми гвоздями. В этих "дубках", или "древках", русичи ходили на торг с греками и римлянами, котоыре приплывали по Днепру, чтобы в обмен на вино, ткани, украшения, пряности сторговать у славян хлеб, пушнину, воск, а при случае и лес для кораблестроения. Надо сказать, что наш полуостров никогда не изобиловал строевым и корабельным лесом, и тем не менее кораблестроение являлось той сферой использования дуба, в результате которой как раз и сводились первичные дубняки Крыма. Главнейшими предметами вывоза, например, из средневековой Кафы (Феодосии) в Константинополь и города Италии наряду с зерном, мёдом, сушёной рыбой, икрой и кожей был и строевой лес, вырубленный на Южном берегу Крыма. Много древесины требовалось также на сооружение причалов, портовых складов, пристаней. -- Ещё один пик в торговом судостроении наблюдался в Крыму после присоединения его к России. В 1784 году князь Г. А. Потёмкин, стремясь хоть как-то затормозить темпы сведения дубовых лесов на полуострове и сохранить их для государственного судостроения, отдаёт строгое распоряжение, касающееся "устроения Таврической области": "Пресечь истребление лесу, чинимое татарами через строение судов, которые они могут покупать готовыми". В конце 18 века в России встаёт вопрос о строительстве Черноморского флота. Из северных губерний транспортом, которые существовал тогда (конные подводы), древесины не навозишься, и потому опять трещат под топором местные дубы, так как на постройку одного, средней солидности, военного судна требовалась целая дубовая роща - 4000 деревьев. Дубовыми плахами настилали палубы, дубом облицовывали каюты, дуб шёл на румпеля, кили, сходни... Вот так, в тесном единении с использованием дуба в кораблестроении, шёл длительный многовековой процесс сведения исконных семенных дубняков в Крыму и замены их современными порослевыми. Однако сваливать всю вину за истребление и российских и крымских лесов на заморских и отечественных корабелов было бы более чем неправильным. Строители не меньше чем корабелы ценили дуб как отменный материал для мостового, хоромного и оборонного дела. Городские стены, оборонные тыны, церкви, часовеньки, храми и целые города возводились, случалось из единого дуба. Так в летописи говорится: "Того же места князь Володимир Андреевич заложил град Серпохов в своей отчине и повеле в едином дубу срубить его". Россия тех времён могла себе позволить возводить церкви и города " в едином дубу", а вот Крым в этих целях использовал древесину осмотрительно и бережно. В книге "Северное Причерноморье 2000 лет назад" Д. В. Шелов пишет: "Дерево, которое на юге всегда являлось очень дефицитным материалом, применяли в ограничительных размерах только там, где без него нельзя было обойтись: для устройства балок, перекрытий, дверей, окон". |
|
|