----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Л. П. Згуровская Рассказы о деревьях Крыма / Краеведческие очерки


Дуб: крымское судостроение

назад::далее

В старинных хрониках говорится, что уже в 12 веке дубовые леса считались отличным местом выпаса для свиней. Животных выгоняли в леса тогда, когда земля под деревьями была усыпана дикими грушами, яблоками, орехами, желудями. При наличии таких деликатесов свиньям и в голову не придёт обгрызать ветки, жевать всходы древесных растений, до которых они, в иной ситуации, большие охотники. Особая склонность свиней к желудёвому корму нашла отражение и в пословице: "Кабан хоть и сыт, а мимо жёлудя не пройдёт".

Очищенные от спорлупы и раздробленные жёлуди охотно есть домашняя птица, лошади, овцы, козы, коровы. На таком корме, с добавкой сена и силоса, увеличиваются надои молока, животные хорошо прибавляют в весе. Листья дуба тоже неплохой корм. Осенью с каждого гектара крымского леса можно собрать 20-25 т такого корма для овец. Чем не подспорье в бездождные, бестравные годы? Только нагнуться и подобрать. По-хозяйски!

Совершенно особый и долгий разговор об использовании древесины. Первобытный охотник надрезал ствол молодого дуба, вставлял в надрез заострённый камень и оставлял его там на несколько лет, после чего срубал дерево и получал топорище с крепко вросшим в него каменным топором. У охотников новокаменного века были дубовые рогатины, палицы, клинья и древки копий. Первые рукоятки кремневых ножей тоже дубовые.

Древние обитатели русской равнины уже могли делать челны-долблёнки. Мастерили их сообща каменными топорами и тёслами, затрачивая на каждый чёлн по 3-4 года. В 6 веке нашей эры долблёнки из дуба стали расшивать тёсом, который крепили кленовыми гвоздями. В этих "дубках", или "древках", русичи ходили на торг с греками и римлянами, котоыре приплывали по Днепру, чтобы в обмен на вино, ткани, украшения, пряности сторговать у славян хлеб, пушнину, воск, а при случае и лес для кораблестроения.

Надо сказать, что наш полуостров никогда не изобиловал строевым и корабельным лесом, и тем не менее кораблестроение являлось той сферой использования дуба, в результате которой как раз и сводились первичные дубняки Крыма. Главнейшими предметами вывоза, например, из средневековой Кафы (Феодосии) в Константинополь и города Италии наряду с зерном, мёдом, сушёной рыбой, икрой и кожей был и строевой лес, вырубленный на Южном берегу Крыма. Много древесины требовалось также на сооружение причалов, портовых складов, пристаней.

--

Ещё один пик в торговом судостроении наблюдался в Крыму после присоединения его к России. В 1784 году князь Г. А. Потёмкин, стремясь хоть как-то затормозить темпы сведения дубовых лесов на полуострове и сохранить их для государственного судостроения, отдаёт строгое распоряжение, касающееся "устроения Таврической области": "Пресечь истребление лесу, чинимое татарами через строение судов, которые они могут покупать готовыми".

В конце 18 века в России встаёт вопрос о строительстве Черноморского флота. Из северных губерний транспортом, которые существовал тогда (конные подводы), древесины не навозишься, и потому опять трещат под топором местные дубы, так как на постройку одного, средней солидности, военного судна требовалась целая дубовая роща - 4000 деревьев. Дубовыми плахами настилали палубы, дубом облицовывали каюты, дуб шёл на румпеля, кили, сходни... Вот так, в тесном единении с использованием дуба в кораблестроении, шёл длительный многовековой процесс сведения исконных семенных дубняков в Крыму и замены их современными порослевыми.

Однако сваливать всю вину за истребление и российских и крымских лесов на заморских и отечественных корабелов было бы более чем неправильным. Строители не меньше чем корабелы ценили дуб как отменный материал для мостового, хоромного и оборонного дела. Городские стены, оборонные тыны, церкви, часовеньки, храми и целые города возводились, случалось из единого дуба. Так в летописи говорится: "Того же места князь Володимир Андреевич заложил град Серпохов в своей отчине и повеле в едином дубу срубить его".

Россия тех времён могла себе позволить возводить церкви и города " в едином дубу", а вот Крым в этих целях использовал древесину осмотрительно и бережно. В книге "Северное Причерноморье 2000 лет назад" Д. В. Шелов пишет: "Дерево, которое на юге всегда являлось очень дефицитным материалом, применяли в ограничительных размерах только там, где без него нельзя было обойтись: для устройства балок, перекрытий, дверей, окон".

назад::далее


Поиск по сайту

Згуровская Л. П.
Рассказы о деревьях Крыма: Краеведческие очерки.
Симферополь: Таврия, 1981

Дикоросы

Дуб начало::02::03
04::05::окончание
Тис начало::окончание
Тёрн читать
Тополь начало::11
12::окончание
Граб начало::окончание
Боярышник начало::окончание
Липа начало::19
20::окончание
Кизил начало
продолжение
окончание
Земляничник читать
Тамарикс читать
Сосна начало
продолжение
окончание
Ольха начало
продолжение
окончание
Яблоня начало
продолжение
окончание
Ясень начало
окончание
Бук начало
окончание
Груша начало
продолжение
окончание

Читайте также:


 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.