|
Сосна: дерево ПанаСосну считали любимым деревом Пана - одного из симпатичнейших, безвредных богов античного мира. Внешне он выглядел так: нос кривой, ножки кучерявые, козлиные, рогатая голова украшена сосновым венком. Покровитель рыбаков и охотников, Пан был известен как любитель песен, шумлявый прыгун, неутомимый ухаживатель за нимфами и охальник. Согласно мифологии, происхождением своим сосна обязана именно этому, не шибко нравственному пасынку Олимпа. Нимфа Питис, воспылав грешной страстью к Пану, возбудила тем самым лютую ревность бога ветра Борея. Последний мучился, мучился и порешил: "Если уж не мне, то ведь не ему же!" - и превратил не подлежащую разделу прелестницу в прекрасное дерево - сосну. Кроме Пана, сосна посвящалась Диане, Кибеле, Посейдону. Последний удостоился такой чести потому, что сосна была основной древесной породой, употреблявшейся в кораблестроении. Многие народы почитали сосну, она служила символом жизни (Финляндия), плодородия и бессмертия (Малая Азия), вечности и долголетия (Вьетнам, Япония), верности долгу и принципиальности (Корея, Китай). В Японии сосна, покрытая снегом, - олицетворение счастливой старости. Эта своеобразная символика издавна находила соответствующее отражение в различного рода ритуалах, традициях и обрядах. Греки и римляне во время празднеств, посвящённых богу вина и веселья Вакху, ходили с жезлами, которые обвивали плющом и виноградными листьями, украшали навершиями из сосновых шишек. На сосновых ветвях развешивали маски Вакха, чтобы по движению их под ветром гадать о расположении богов, о своей судьбе. Фигурировала сосна и в славянских обрядах: похоронах, свадьбах. Кроме того, из сосны вырезали маленьких избяных и карманных божков и огромных богов для общественных языческих капищ. В повседневной жизни человека сосна - это лодка, телега, изба, мебель, амбар, хлевушок, мост, банька, а сосновый лес - это тепло, лекарство, пушной зверь, дичь, мёд, воск, ягоды и грибы. Экспортируемый в страны Европы солёный рыжик целился там много дороже традиционного европейского деликатеса - устриц, а уж о сушёных боровиках и говорить не приходится. Сосняки издавна считались кладовой белых грибов, а рядом с белыми охотно поселяются маслята, волнушки, опята, грузди. Тесная взаимосвязь сосняков с обилием грибов была подмечена нашими предками, они говорили: "Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьёт". И не только по грибам. Свести на больших площадях сосняки - значит лишить крова и убежища обитающих в них животных, обречь на голод дятлов, кедровок, клестов, глухарей, белок, мышевидных грызунов, пчёл, улиток и даже обитателей озёр и стариц - рыб. Последние охотно и в большом количестве поедают питательную пыльцу, которая в период "цетения" сосен покрывает поверхность воды жёлтым налётом. -- Когда-то и человек использовал сосну в пищу. В России в хорошие времена "сладимая пахучая мезга (подкорковый слой, - прим. авт.) - баловство", а в голодные годы её в большом количестве подмешивали в каши и ржаную муку. Пользовались сосновой корой и те крестьяне, у которых к весне муки оставалось в обрез, а о людях легкомысленных, незапасливых было принято говорить: "Хоть на хвойке, да на своей вольке". Так что в своё время сосна многих, образно выражаясь, отвела от смерти и уж за одно за это достойна людского почитания и благодарности. Современную пищевую промышленность сосна снабжает ванилином, который выделяют из камбиального слоя ствола и ветвей. Сосна не только подкармливала людей, но и по мере своих возможностей лечила их, и тут уж в ход шла не только кора, а без малого всё дерево - шишки, почки, молодые побеги, хвоя, сосновый сок, смола и продукты её перегонки - скипидар, дёготь, а также лесная "шерсть" - ткань, изготовленная из волокон хвои. Сосна - одно из древнейших лекарственных растений и упоминание о ней можно найти в самых старых, сохранившихся до наших дней рецептах. Во время раскопок одного из центров Шумерского государстве были найдены тысячи глиняных табличек, покрытых клинописью. На одной из них, 5000 лет тому назад, был записано 15 различных рецептов, в которых упоминалась и сосновая смола. Высушенную хвою сосны и пихты шумеры использовали для компрессов и припарок. Славяне порошком из высушенного сока сосны засыпали раны, сосновой смолой и дёгтем пытались сводить экзему и лишаи. Русские, греки и римляне скипидаром лечили простудные заболевания и прострелы. Противоцинготные свойства сосны испокон веков были известны народам Севера, путешественникам и морякам. В книге П. С. Палласа "Описание растений государства Российского" сообщается: "Собираемые по концам веток молодые сосновые... вершки похваляются от всех наших в Сибири промышленников и мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное от цинготных болезней лекарство". Сибиряки варили в сахаре молодые приросты (летопоросли) сосновых веток и старались есть их при различных заболеваниях и ослаблении организма. В 1780 году А. Т. Болотов впервые опубликовал сообщение о полезности сосновых, сваренных в сахаре, молоденьких шишек. В 19 веке не было уже ни одной экспедиции или плавания, в которые бы не брали противоцинготные снадобья, в том числе и из сосны. В 1935 году в нашей стране была пущена первая установка, добывающая витамин С из хвои сосны, кедра и пихты. Во время Великой Отечественной войны настои из хвои спасли многих ленинградцев от цинги, особенно беспощадной к голодным истощённым людям. В настоящее время хвойная лапка - тоже основное сырьё для получения витамина С. |
|
|