|
Дуб: в мифах и легендахДеревья дуба упоминаютс в мифах, фигурируют в бытовых обрядах. Сведений об этом так много и они так интересны, что впору писать отдельную книгу. Общеизвестно, что у многих народов в прошлом дуб - дерево священное, которое боги дали людям как великий подарок. Без разрешения жрецов, друидов, волхвов и прочих служителей культа люди не могли срубить дуб, обломать ветку или нанести ему какое-либо увечье, а в случае неповиновения платили за это жизнью. У некоторых народов дубы имели покровителей - святых. Крестьяне Грузии, например, чтобы убедить в несокрушимой крепости слов и обещаний, клялись этимя святыми в спорах; нарушить такую клятву было уже невозможно. Под священными дубами у славян проходили собрания, свадебные обряды, судилища. Тут же приносили жертвы богам и тут же после суда, вешали виновных на ветвях дуба или рубили им головы на дубовых плахах. В священных рощах выделяли наиболее старые тысячелетние деревья и обносили их оградой, за которую разрешалось заходить жрецам, тем, кто шёл с жертвенными дарами или кому угрожала какая-либо опасность. Возле такого дуба человек был неприкосновенен даже для смертельного врага. Вокруг священных дубов расставляли фигуры языческих богов (Перуна, Сварога и др.), вырезанных также из дуба. Ни одно мало-мальски важное событие, будь то сев, уборка урожая, битва с врагом или торговых поход, не обходились без молитв и жертвоприношений, причём объектами последних могли быть мёд, брага, пиво, квас, дикие звери и ястребы, которых живыми бросали в священный огонь из "дубового древия". Взамен люди просили здоровья, поберы в битвах и набегах, хорошего урожая, удачи в торговых операциях: "Сохрани, пращур, наши злаки от бурь, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш - дете своих". У женщин свои просьбы и свои подношения: венки, цветочные гирлянды, куски пряжи, бусы из желудей, нанизанные на тонкие корни: "Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей". -- Во время упадка язычества сторонники христианства уничтожали деревянные, резанные из дуба изваяния русских богов. Так, киевские князь Владимир, приняв христианство, повелел сбросить резанного из дуба Перуна в Днепр, а упорствующие в язычестве киевляне бежали по берегу, горько плакали и кричали: "Выдыбай, Перуне, выдыбай...". В Крыму христианская церковь, ополчившись на язычество, на первых порах вынуждена была поступать так, чтобы и волки были сыти, и овцы целы. Поэтому богослужения проводились под священными дубами или рядом со "святыми" источниками и возле них же, впоследствии, возводили алтами, строили часовки и храмы. В 6 веке у приднепровских славян погребальные костры для сожжения погибших в бою воинов были только из дубового "древия", так как "дуб - дерево мужчин, его пламя очищает душу воина". Дуб считался олицетворением мужского начала, симовлизировал постоянство и могущество. Сваты, зайдя в избу невесты, с низким поклоном говорили родителям: "У вас есть берёза, у нас дуб, давайте вместе гнуть". На Украине в праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали венками из дубовых листьев. У древних римлян "Лесной царь" - это человек-двойник священного дуба. Жёлуди римляне называли божественными плодами, а сам дуб - деревом Юпитера. Перед жатвой древние римляне чтили Цереру пляской и песнями, "поначалу листвой виски увенчавши дубовой". В Греции, чтобы прогнать засуху, жрец Зевса Ликейскго бросал на воду дубовую ветвь, ожидая, что то вызовет образование облаков и пойдёт дождь. Ясно, что в основе многих, связанных с дубом, народных традиций, ритуалов, обрядов - явная мистическая несообразность, однако нет худа без добра. Религиозный туман сделал неприкосновенными в нашем Отечестве многие старые дубовые леса, рощи, отдельные деревья, которые до сих пор отлично "помнят" дня своего былого величия и могущества. В Крыму охраняются участки дубовых лесов в крымском предгорье (так называемые "дубки"), дубовые леса на территории Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства, некоторых памятников природы и охраняемых урочищ (Ена В. Г. В горах и на равнинах Крыма. - Симферополь: Таврия, 1973). |
|
|