----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Л. П. Згуровская Рассказы о деревьях Крыма / Краеведческие очерки


Дуб: в мифах и легендах

назад::далее

Деревья дуба упоминаютс в мифах, фигурируют в бытовых обрядах. Сведений об этом так много и они так интересны, что впору писать отдельную книгу. Общеизвестно, что у многих народов в прошлом дуб - дерево священное, которое боги дали людям как великий подарок. Без разрешения жрецов, друидов, волхвов и прочих служителей культа люди не могли срубить дуб, обломать ветку или нанести ему какое-либо увечье, а в случае неповиновения платили за это жизнью. У некоторых народов дубы имели покровителей - святых.

Крестьяне Грузии, например, чтобы убедить в несокрушимой крепости слов и обещаний, клялись этимя святыми в спорах; нарушить такую клятву было уже невозможно.

Под священными дубами у славян проходили собрания, свадебные обряды, судилища. Тут же приносили жертвы богам и тут же после суда, вешали виновных на ветвях дуба или рубили им головы на дубовых плахах. В священных рощах выделяли наиболее старые тысячелетние деревья и обносили их оградой, за которую разрешалось заходить жрецам, тем, кто шёл с жертвенными дарами или кому угрожала какая-либо опасность. Возле такого дуба человек был неприкосновенен даже для смертельного врага. Вокруг священных дубов расставляли фигуры языческих богов (Перуна, Сварога и др.), вырезанных также из дуба.

Ни одно мало-мальски важное событие, будь то сев, уборка урожая, битва с врагом или торговых поход, не обходились без молитв и жертвоприношений, причём объектами последних могли быть мёд, брага, пиво, квас, дикие звери и ястребы, которых живыми бросали в священный огонь из "дубового древия".

Взамен люди просили здоровья, поберы в битвах и набегах, хорошего урожая, удачи в торговых операциях: "Сохрани, пращур, наши злаки от бурь, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш - дете своих". У женщин свои просьбы и свои подношения: венки, цветочные гирлянды, куски пряжи, бусы из желудей, нанизанные на тонкие корни: "Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей".

--

Во время упадка язычества сторонники христианства уничтожали деревянные, резанные из дуба изваяния русских богов. Так, киевские князь Владимир, приняв христианство, повелел сбросить резанного из дуба Перуна в Днепр, а упорствующие в язычестве киевляне бежали по берегу, горько плакали и кричали: "Выдыбай, Перуне, выдыбай...". В Крыму христианская церковь, ополчившись на язычество, на первых порах вынуждена была поступать так, чтобы и волки были сыти, и овцы целы. Поэтому богослужения проводились под священными дубами или рядом со "святыми" источниками и возле них же, впоследствии, возводили алтами, строили часовки и храмы.

В 6 веке у приднепровских славян погребальные костры для сожжения погибших в бою воинов были только из дубового "древия", так как "дуб - дерево мужчин, его пламя очищает душу воина". Дуб считался олицетворением мужского начала, симовлизировал постоянство и могущество. Сваты, зайдя в избу невесты, с низким поклоном говорили родителям: "У вас есть берёза, у нас дуб, давайте вместе гнуть".

На Украине в праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали венками из дубовых листьев. У древних римлян "Лесной царь" - это человек-двойник священного дуба. Жёлуди римляне называли божественными плодами, а сам дуб - деревом Юпитера. Перед жатвой древние римляне чтили Цереру пляской и песнями, "поначалу листвой виски увенчавши дубовой". В Греции, чтобы прогнать засуху, жрец Зевса Ликейскго бросал на воду дубовую ветвь, ожидая, что то вызовет образование облаков и пойдёт дождь.

Ясно, что в основе многих, связанных с дубом, народных традиций, ритуалов, обрядов - явная мистическая несообразность, однако нет худа без добра. Религиозный туман сделал неприкосновенными в нашем Отечестве многие старые дубовые леса, рощи, отдельные деревья, которые до сих пор отлично "помнят" дня своего былого величия и могущества.

В Крыму охраняются участки дубовых лесов в крымском предгорье (так называемые "дубки"), дубовые леса на территории Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства, некоторых памятников природы и охраняемых урочищ (Ена В. Г. В горах и на равнинах Крыма. - Симферополь: Таврия, 1973).

назад::далее


Поиск по сайту

Згуровская Л. П.
Рассказы о деревьях Крыма: Краеведческие очерки.
Симферополь: Таврия, 1981

Дикоросы

Дуб начало::02::03
04::05::окончание
Тис начало::окончание
Тёрн читать
Тополь начало::11
12::окончание
Граб начало::окончание
Боярышник начало::окончание
Липа начало::19
20::окончание
Кизил начало
продолжение
окончание
Земляничник читать
Тамарикс читать
Сосна начало
продолжение
окончание
Ольха начало
продолжение
окончание
Яблоня начало
продолжение
окончание
Ясень начало
окончание
Бук начало
окончание
Груша начало
продолжение
окончание

Читайте также:


 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.