|
Тополь: греческие "корни"Одна из греческих легенд рассказывает о том, как появились на Земле первые тополя. У бога Солнца Гелиоса подростало от Климены - дочери морской богини Фетиды - вспыльчивое и неугомонное чадо, сын Фаэтон. Один из родственников, насмехаясь над юношей, сказал, что он, мол, сын не божественного Гелиоса, а простого смертного. Побагровев от гнева, Фаэтон бросился к отцу и попросил в доказательство того, что он действительно сын богов, разрешить ему прокатиться в отцовской колеснице по небу. Гелиос ужаснулся дерзкой затее и, пытаясь образумить юношу, стал ссылаться на то, что сам Зевс не мог справиться с упряжкой. Фаоэтон заупрямился. Сметая всё на своём пути, кони понесли его с небесного свода на Землю. "О, Зевс! - всполошилась богиня Земля. - Не дай погибнуть всему живому!" Зевс бросил молнию в колесницу и разбил её, а Фаэтон упал и утонул в волнах реки. Гелиос так скорбел о погибшем сыне, что в тот день вовсе не светило солнце. Не менее отца скорбели, стоя над рекой, его многочисленные сёстры - Гелиады. Сжалились, глядя на девушек, боги и, чтобы избавить их от страданий, превратили всех в стройные, священные для греков деревья. Священным тополь считался у римлян и ещё у некоторых народов Азии и Востока. Однако отношение к различным видам тополей у людей было неравнозначным. Вот яркий пример. Тополей дикоросов в нашем Отечестве около 30 видов, а вот людская молва и устное народное творчество выделили среди нах один вид - тополь дрожащий, или осину обыкновенную. К ней выработалось совершенно оригинальное и явно отрицательное отношение. -- Называли православные осину проклятым, Иудиным, деревом. А за что? Вроде бы за то, что на нём удавился библейский Иуда Искариот. Вряд ли! Осина по месту жительства Иуды, в Средиземноморье, не водилась. А почему страшная угроза загнать в чью-либо могилу осиновый кол? И почему в осиновый пень забивали обухом топора волосы и ногти хворых людей? Почему негодных борзых и гончих вешали только на осине? С осиной, как видите, не связано ни светлых традиций, ни светлых преданий. Обстоятельсотво для дерева довольно обидное. Хотя, если честно, то есть, конечно, у осины "странности" и недостатки, да ведь кто без греха? Мало кому, к примеру, понравятся её недолговечность, ветровальность, сильная поражаемость гнилями. Смотришь - дерево как дерево, едва в силу вошло,высоту набрало, а внутри ствола уже гулкая пустота. Дрова такие у осины, что "не горят без керосина", да и мягкую, рыхлую древесину красивой не назовёшь. Ельник, к примеру, люди вырубят или сожгут нечаянно, глядь, а на месте ценного леса, в порядке законной смены пород, молодой осинник незванным гостем объявился. Опять не к месту и людям в досаду. А возьмите листья. Тихо вокруг, ни ветерка, ни малейшего воздыхания. Другие деревья "молчат", а осина знай себе вертит листьями, балаболит. С чего бы это? Надо быть, не к добру. Да и лесники дерево не жаловали - спокон веку сорным ругали. А в итоге что? В итоге несправедливо оговоренное, обиженное дерево, которое защищали многие писатели и учёные. Да и как же иначе? Не защищать осину всё равно, что в колодец плевать. Ведь сколько живёт человек на свете, столько и батрачат на него деревья, в том числе и растущие в Крыму тополя. Их на полуострове, кроме осины, ещё два вида: тополь чёрный (осокорь, по Далю, сухара, папороть, чернотополь, осокорь папоротовый) и тополь белый (серебристый, белолистка). |
|
|