Продолжение, начало здесь...
Многочисленные описания архитектурного решения Воронцовского дворца в Алупке на страницах историко-краеведческой литературы в целом можно объединить одной цитатой, в которой прекрасно всё: и чарующее звучание непонятных широкому кругу читателей терминов, и явная некомпетентность, и упоминание несуществующего:
"В архитектуре Воронцовского дворца архитектор соединил разные стили — английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки".
Во-первых, в истории британской архитектуры собственно "английский стиль" отсутствует. Улицы городов "туманного" Альбиона демонстрируют преимущественно три истории трёх королевских династий: Елизаветинской (стиль Тюдор), Георгианской и Викторианской архитектуры. Сооружения, причисляемые на современном этапе к английскому стилю, представляют собой исключительно архитектурную эклектику.
Во-вторых, конструктивные решения Воронцовского дворца не соотносятся с готическим стилем. Архитектурная готика представляет собой устремлённые вверх большие и тяжёлые сооружения, создающие впечатление невесомых и лёгких. Основная конструктивная особенность готических зданий — каркасная система с огромными внутренними пространствами, колоннами и башнями, узкими стрельчатыми арками и высокими сводами, резными фасадами и мозаичными окнами. Перечисленных характерных элементов готики в архитектуре дворца в Алупке нет.
В-третьих, если архитектор соединит в проекте разные стили, то он не получит единого архитектурного ансамбля. Визуальная целостность сооружения обеспечивается использованием при строительстве единого архитектурного стиля. Общим архитектурным решением, в котором выдержан комплекс зданий алупкинского дворца является романтизм.
Расцвет романтической архитектуры случился как раз в первой половине XIX века, оказав значительное влияние на облик всей архитектуры того времени. Новые строительные технологии позволяли возводить сооружения разнообразные по форме и размерам; в этом архитектура Европы перекликалась с архитектурой Востока. В романтизме отсутствуют строгая стандартизация и сдержанность, отрицается простота форм, взамен предлагается разнообразие и сложные силуэты. Симметрия при этом теряет значение главенствующего канона.
Продолжение здесь...
Английский стиль (в архитектуре) нельзя описать определенным перечнем присущих ему особенностей, так как содержит в себе несколько подтипов, которые имеют свои уникальные отличительные черты. Архитектура Великобритании состоит из эклектичного многообразия архитектурных стилей, включая и те, что предшествовали созданию Соединённого Королевства.
Готика (в архитектуре), период средневекового искусства развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю. В отличие от романского стиля с круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями, многоцветные витражные стрельчатые окна. Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры. К зданиям, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин "неоготика".
Романтизм — архитектурный стиль, возникший в XIX веке и являющийся ярким примером эклектизма (архитектурный стиль, XIX и XX веков, в котором новый объект состоит из комбинации элементов предыдущих исторических стилей); ярко выражены в романтизме особенности восточной архитектуры (ориентализм).
Тюдор, (в архитектуре) — стиль Тюдоров относится к архитектуре эпохи Возрождения; это окончательное развитие средневековой архитектуры в Англии, последовавшее за поздним готическим перпендикулярным стилем, а также предварительное введение архитектуры эпохи Возрождения в Англию. Обычно он не соотносится со всем периодом правления династии Тюдоров (1485-1603), а применяется для обозначения стиля, использовавшегося в период между 1500 и 1560 годом.
Эклектика, от греч. ’εκλεκτός — избранный, механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и тому подобное; в архитектуре - сочетание разнородных стилевых элементов, отсутствие единства художественных принципов.
Источники:
https://architecturalidea.com/romantizm-kak-napravlenie-v-arkhitekt/
https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/goticheskij-stil-v-arhitekture
https://belplan.by/blog/architecture/angliyski-stil-v-arhitekture/
https://www.mosarchinform.ru/architecture/p2_articleid/13776
https://worontsovpalace.org/voroncovy-i-anglija/
https://kartaslov.ru/значение-слова/эклектизм
http://megapoisk.com/romantizm-v-arhitekture-
https://rehouz.info/anglijskij-stil-v-arxitekture/
В качестве иллюстрации использована фотография из коллекции Wikimedia.org, автор Andrew Butko, лицензионные условия использования Public Domain, prooflink