Для этого времени мы очень мало знаем про их устройство, организацию. Понятно, что это не какая-то единая орда. Это несколько между собой, конечно, связанных, но неизвестно насколько, гуннских племён, гуннских объединений. Мы знаем имена их ханов, Донат и Харатон. Где-то, к северу от Чёрного моря, мы не знаем конкретно где.
Знаем, что посылали им посольства. И посольство должно было переплыть Чёрное море. На Нижнем Дунае в это время укрепляется орда гунна Ульдина. Насколько она связана с основной ордой Доната и Харатона не знает никто. То ли он от них зависим, то ли нет. Вопрос достаточно сложный.
Что нам говорит археология? Самые ранние памятники гуннов в Восточной Европе и на Дунае очень немногочисленны. Это, буквально, несколько разрозненных погребений, которые появляются на территории как к северу от Азовского моря, так и, совершенно неожиданно, очень далеко на западе, на Среднем Дунае, на территории Римской империи.
[В частности, это погребение] Панония. И я вам показываю картинку вещей из [этого] погребения. Несомненно [погребение], принадлежит гуннам. Потому что [присутствует] фигурка из золотой фольги. Их [такие фигурки, прим. ред.] находят только в погребениях степных кочевников.
Остальные вещи вполне, скажем так, типично поздне-римские. Случайно эта фигурка не могла попасть в могилу. Таких чудес не бывает. Как эта группа гуннов оказалась так далеко на западе? Я думаю ответ очень простой. Есть гунны, которые действуют в Восточной Европе в степи, а есть гунны, которые немедленно начинают наниматься наёмниками в римскую армию.
Практически сразу же появляются отряды гуннов, которых посылают на подавление восстаний против других врагов в Галлию. Немедленно отправляют воевать. То есть, достаточно широкое их распространение. Самые ранние находки, я бы сказал конца четвёртого самого начала пятого века, до аттиловского времени... скажем так, они очень немногочисленны.
Некие изменения происходят в четыреста двадцатые — четыреста тридцатые годы, когда у гуннов явно появляется новая династия. Мы знаем имена таких людей, как Мундзук-Руа-Оптар. У этого мундзука было два сына. Одного звали Бледа, другого Аттила. Аттила вскоре убил своего брата Бледа, но при этом всячески продолжал содержать его семью, его детей.
Далее Аттила получил колоссальную популярность в европейской культуре... медаль эпохи возрождения [изображает], как себе представляли Аттилу в XVI веке. Все рассказы о том, какой он страшный ужасный базируются, как это не удивительно, не на прямом свидетельстве Приска Панийского, о котором мы поговорим чуть позже, который описывает его [Аттилу, прим. ред.], как вполне милого общительного умного человека, с которым он обсуждал очень важные государственные вопросы, который вовсе не производил впечатление того дикаря, каким, обычно, его принято изображать вплоть до сегодняшнего дня.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Страшные своей дикостью: гунны в Крыму". Лектор — Михаил Казанский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции (Париж). Лекция прошла 5 июня 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://youtu.be/DxW-z8QIg0o. В качестве иллюстрации изображение из Commons.Wikimedia.org © Общественное достояние.