|
Старый Крым тихое, спокойное место с видом на горыЖена хозяина старокрымской дачи, Марина Васильевна Шемплинская, свои воспоминания о первой встрече с Грином описала следующим образом: «Когда Грин с женой появился в нашей усадьбе, то сразу внушил к себе полное доверие и уважение. Не было у Александра Степановича той общительности, которая создавала бы простоту, легкость отношений, но чувствовалось, что у этого угрюмого на вид человека доброе, чуткое сердце и душа, хранящая в себе сокровища. Ему нравилась моя цветущая полуторагодовалая дочурка Бианка или Бьянчитта, как он её называл. Он часто играл с ней, брал ее на руки. Когда Бианка видела Александра Степановича на широкой дорожке, покрытой травой, то подбегала к нему и командовала: «Па!». Он падал, вытянувшись во весь свой высокий рост, а она, садясь к нему на спину верхом, кричала «Но!». Грин как настоящий любитель детей превращался и коня и блаженно улыбался. До чего же хороша была в нем эта детски-доверчивая улыбка!»
М. В. Шемплинской удивительно точно удалось распознать внутренний мир, душу Грина, которой писатель наделил своего героя, Артура Грэя, в «Алых парусах». Можно даже предположить, что устами Грэя Грин выразил свое писательское кредо: «... Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему (человеку) это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя... Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем». Что касается ястребенка Гуль-Гуль, то надежды Грина подготовить птицу к свободной жизни, к сожалению, не оправдались. Вскормленный людьми, Гуль-Гуль не захотел свободы и каждый раз, оставляемый в горах, возвращался к своим хозяевам. Он не умел самостоятельно добывать пищу и был обречен или постоянно жить с людьми, или погибнуть. Произошло последнее. Образ своего пернатого питомца, на этот раз под именем Рэй, Грим позже запечатлел в своем незавершенном романе «Недотрога», уготовив ему и на бумаге трагическую кончину. Писатель мистически связывал судьбу Рэя со своей судьбой, полагая вслух, что и его вскоре ожидает подобный исход. Впечатления от первого лета, проведенного в Старом Крыму, стали основой сюжета рассказа-были «История одного ястреба», написанного в том же 1929 году. -- Старый Крым Грину понравился: тихое, спокойное место с видом на горы, вполне подходящее для пеших прогулок и полноценного творчества; чистый и свежий даже в самую жаркую пору воздух, да и стоимость жизни по сравнению с Феодосией была намного ниже. К этому времени Александр Грин был уже известным писателем. Были написаны, изданы и нашли своего читателя романтико-фантастическая феерия «Алые паруса» (1923), романы «Блистающий мир» (1924), «Бегущая по волнам (1928) и «Джесси и Моргиана» (1929). В 1930 году был и сдан последний прижизненный роман писателя «Дорога никуда». Для многих людей, не потерявших способности возвышенно мечтать, Грин был кумиром. Но этот писатель не вписывался в рамки «социалистического реализма»; устремления его романтических героев были чужды идеологии сталинского режима: они не устанавливали рекорды ударного труда, не вели беспощадной борьбы с классовыми врагами... Можно умеренно утверждать, что Александру Грину не повезло с эпохой. на верх страницы::Музейный комплекс::Старый Крым::на главную |
|
|