Достопримечательности Старого Крыма |
Армянский монастырь Сурб-Хач закат славы обителиПосле переселения армян из Крыма на Дон в 1778 году, монастырь Сурб-Хач перестал быть престольным. Хачкар, который когда-то был привезен сюда из древней столицы Ани и считавшийся главной духовной святыней монастыря, был перевезен в Нахичевань-на-Дону. Тем не менее, монастырь продолжал работать и принимать паломников. Время и обстоятельства вынуждали монастырскую братию заниматься ведением хозяйства. Новое, русское, правительство закрепило за монастырем 2288 десятин земли. На обустроенных террасах были высажены фруктовые сады, на вспаханных землях монахи занимались огородничеством. Работала гостиница, принимавшая паломников. Постепенно монастырь начал возрождаться. Внутренний дворик монастыря Сурб-Хач
Неоднократно посещал Сурб-Хач, пожалуй, самый известный армянин Крыма — Иван Айвазовский, друживший с настоятелем монастыря Хореном Степанэ, ставшим впоследствии крымским епископом. Портрет X. Степанэ, написанный великим художником, находится ныне в Феодосииской картинной галерее. В письме к армянскому Католикосу Мкртычу Хримяну Айвазовский отмечал, что трудолюбивый X. Степанэ восстановил фонтан в монастыре, установил там новый церковный купол, привёл в порядок дорогу, здания, монастырские сады, укреплял среди армян основы родного языка и традиции национальной церкви. И действительно, при Хорене Степанэ укрепилась не только материальная база монастыря, но и возобновились регулярное богослужение и празднование дней Успения Богородицы и Святого Креста, возрождались национальные армянские традиции. -- Духовная жизнь святой обители продолжалась вплоть до 1925 года. Посчитав деятельность монастыря не соответствующей духу времени, Советская власть его ликвидировала. Более того, в своем секретном обращении к Феодосийскому исполкому руководство Крыма предписывало во избежание расхищения стройматериала обсудить вопрос о возможном сносе построек монастыря и реализации его стройматериалов. Нижестоящие власти оказались мудрее и не согласились с предложением начальства. Феодосийцы обосновали свой отказ уничтожить строения тем, что монастырь подставлял историческую ценность, был частично обновлен, состоял в ведении Крым ОХРИСа и имел сторожа. Так Сурб-Хяч был спасен, хотя всё остальное имущество монастыря, за исключением маленького креста и митры, было похищено. Убедил федосийские власти отказаться выполнять варварское предписание Николай Барсамов, работавший тогда директором Феодосийской картинной галереи им. И. Айвазовского и пользовавшийся огромным авторитетом в городе. Барсамов помнил, с каким уважением относился к монастырю великий художник, и постарался сделать все от него зависящее для спасения святыни. В 1926 году в зданиях бывшего монастыря был оборудован санаторий, а затем — пионерский лагерь. Перед Великой Отечественной войной монастырь использовался как склад, что, естественно, ухудшало его состояние. В годы войны от разрыва снаряда сильно пострадали двухэтажное здание келий, монастырская гостиница, надстройка трапезной, во многих других местах появились трещины и вывалы. Фотографии 1955 года зафиксировали полуразрушенное состояние почти всего монастырского комплекса. Спасли этот уникальный памятник от неминуемого разрушения ремонтные работы, в ходе которых были освобождены от растений и их корневищ стены и сооружения, реставрированы крыши церкви и гавита, заштукатурены все трещины. назад::далее на верх страницы::Старый Крым::на главную |