Достопримечательности Старого Крыма |
Армянский монастырь Сурб-Степанос в тени соседаПо мнению некоторых ученых, монастырь Сурб-Степанос был разрушен в результате землетрясений и оползней. Иные исследователи полагают, что он пришел в запустение после турецкого нашествия 1475 года. Можно также предположить, что Сурб-Степаносу нанесло практический ущерб близкое соседство с Сурб-Хачем, который находился в более выгодном территориальном положении. Развалины монастыря Сурб-Степанос
Конкуренция существовала и существует в любых видах деятельности, и побеждает всегда сильнейший. Прихожанам было намного удобное добираться до Сурб-Хача, знаменитая школа этого монастыря тоже привлекала туда молодежь за духовными и светскими знаниями. О времени прекращения деятельности монастыря Сурб-Степанос не известно, как и о времени постройки его. Находки некоторых строительных элементов храма и сохранившийся на них армяно-малоазийский стиль резьбы позволил крымским археологам О. И. Домбровскому и В. А. Сидоренко сделать вывод о том, что храм построен не позднее ХIII-ХIV веков. Во время раскопок в 1994 году на территории монастыря был обнаружен хачкар с надписью «Господи Иисусе Христе... в году 1331». Эта дата в настоящее время считается самой ранней из достоверно имеющихся. -- В 1820 году по этим местам путешествовал Минас Медици (Бжишкян), который увиденное описал такими словами: «Это был монастырь, вытроенный из камня, на расстоянии одного часа пути от предыдущего (т.е. от монастыря Сурб-Хач), на вершине горы, в середине большого леса. Он имел небольшую церковь, возведенную на четырех арках, которая теперь разрушена — видно только место апсиды. В храме имеется квадратный колодец и хачкар. В развалинах и крепостная стена монастыря, где было семь комнат. Имеется и сад, и родник, однако место это давно оставлено в запустении». Далее Минас сообщает о поминальной надписи, которая была выполнена в скриптории обители Сурб-Степаноса. Эта надпись донесла информацию о том, что была выполнена в 1356 году, в патриаршество Тер-Мхитара, епископство Тер-Степаноса в наместничестве вардапета Ованеса Себастаци, при киликийском армянском царе Константине. Несколько позднее развалины Сурб-Степаноса осматривал П. И. Кеппен, сделавший вывод о его более почетном возрасте по сравнению о Сурб-Хачем. Последующие публикации меняют имя этого монастыри — он упоминается почему-то под названием Георгиевский. Кстати, в том же XIX веке и Сурб-Хач начали называть именем святого Георгия, Вардепт Степан Хорен недоумевал: «... нам не удалось выяснить, с каких пор и почему во всех русских официальных документах монастырь Сурб-Хач стал именоваться монастырем св. Георгия». Два близких монастыря с одним именем — может быть в этом причине имевших место разногласий по определению истинного возраста Сурб-Хача? Во второй половине XX века монастырь начал привлекать внимание археологов. Крымские ученые О. И. Домбровский и В. А. Сидоренко, проводившие археологические изыскания в 1973-1976 годах, кроме упоминаемых уже строительных элементов, обнаружили фрагменты гончарного водопровода, хачкар, целый штабель резных камней с орнаментом, В 1997 году древний монастырь исследовала археолог из Армении Ф. С. Бабаян, которая полностью раскопала церковь с внутренней стороны, Наиболее ценная её находка — хачкар, датированный 1331 годом. Ею же обнаружены и две четырехгранные базы колонн, а также не имеющей аналогов в других армянских храмах часть колонны 1,8 метра, с двумя хачкарами. Древний духовный памятник крымских армян ожидает продолжений исследований, которые могут помочь в уточнении его истории и позволят реконструировать монастырь. начало::окончание на верх страницы::Старый Крым::на главную |