|
Первое знакомство А. С. Грина с городом Старый КрымЗнаю, что мое настоящее будет всегда звучать в сердцах людей. (А.С. Грин) Многие выдающиеся и знаменитые личности оставили свой след на старокрымской земле: действующие и будущие монархи, известные государственные полководцы, путешественники, ученые, писатели, художники... Но в первую очередь Старый Крым ассоциируется с именем светлого романтика — Александра Степановича Грина. Именно здесь память об этом необычном человеке наиболее трепетная и благодарная; именно в Старом Крыму был основан первый мемориальный музей писателя в стране, ставший одновременно и первым городским музеем Старого Крыма. Сама судьба распорядилась так, что именно в этом городе Грин проведёт последние годы своей жизни, что именно старокрымская земля станет вечным приютом для этого писателя-странника. Поэтому Старый Крым считают, вполне обоснованно и справедливо, городом Грина.
Сам музей писателя найти несложно: от городской автостанции необходимо спуститься вниз по улице Свободы, пересечь центральную улицу им Ленина; на следующей, параллельной центральной, улице необходимо повернуть направо. На этой тихой улице, носящей имя Карла Либкнехта, в доме под номером 52, и находится мемориальный Дом-музей им. А. С. Грина. Скромный маленький домик, окруженный деревьями, почти ничем не отличается от соседних строений-ровесников. И лишь бронзовый бюст писателя на полутораметровом постаменте, мемориальная доска на стене дома, огромный якорь с левой стороны фасадной стены напоминают посетителям об особом статусе этого здания. Заботливые руки сотрудников музея постоянно поддерживают порядок на территории усадьбы. Это небольшое, скромное жилище стало первым собственным номом Грина в его почти 52-летней жизни, но прожить в нем довелось лишь месяц... -- Первое знакомство Грина со Старым Крымом состоялось в октябре 1928 года и было, по сути, вынужденным. Писатель В. В. Вересаев летом этого же года отдыхал в Коктебеле, где сосед по даче избил его жену. Викентий Викентьевич подал на хулигана в Старокрымский районный суд, так как Коктебель административно подчинялся этому, тогда районному, центру. Слушание по этому делу было назначено на 16 октября, и Вересаев, находящийся уже в Москве, выслал Грину открытку с сообщением об этом суде и пожеланиями там встретиться — возможно, в качестве свидетеля или представителя потерпевшей стороны. Грин не мог отказать своему коллеге, так как Вересаев неоднократно содействовал ему, помогая публиковать произведения Александра Степановича в столичных московских издательствах. Кроме того, Грин высоко оценивал творчество своего собрата по перу, считая Вересаева «одним из очень немногих настоящих писателей» — именно такая характеристика содержалась в дарственной надписи на книге «Джесси и Моргиана». В очередной раз А. С. Грин посетил Старый Крым летом 1929 года. Шумная курортная Феодосия не позволяла полноценно работать в эту пору года, да и врачи, заподозрившие у Грина зарубцевавшийся туберкулёз, рекомендовали тому старокрымский климат. А окончательно склонило писателя к поездке в Старый Крым одно случайное приобретение. И июле того же года на набережной Феодосии Грин встретил мальчика, который нес в руке маленького птенца ястреба. Писатель покупает птенца, надеясь вырастить того и затем выпустить на свободу. Старый Крым, с окружавшим его раздольем, вполне вписывался в эту затею. Вскоре Александр Степанович, его жена Нина Николаевна и их пернатый питомец, получивший к тому времени имя Гуль-Гуль, уже находятся в этом городе, где проводят оставшуюся часть лета. На южной окраине Старого Крыма, в самом начале улицы Хан-Сараевской (ныне улица Свободы, 1), совсем рядом с горами и лесом, они снимают комнату в небольшом домике-даче садовода А. Ф. Шемплинского. Окруженный ухоженным садом, этот дом к нашему времени не сохранился — сейчас там находится четырехэтажный корпус городской поликлиники. Почти на всех своих фотографиях Грин выглядит серьезным, порой даже мрачным человеком. Но эта суровость была, скорее всего, маской, за которой пряталась беззащитная и легко ранимая душа. Его строгий облик был своеобразным щитом, который предохранял Грина от людей, общения с которыми он не желал. на верх страницы::Музейный комплекс::Старый Крым::на главную |
|
|