Несколько слов о самой материальной культуре, то есть, о тех предметах, которые мы находим. Но, прежде, чем перейти к материальной культуре, пару слов скажу о том, как всё то, о чём я рассказывал, можно увидеть своими глазами. К сожалению, большинство проболгарских памятников Крыма, которые изучались археологически, после окончания раскопок были либо засыпаны, либо застроены, и, к сожалению, много чего увидеть нельзя. Тем не менее, кое-что показать можно.
Наиболее приемлемые для показа остатки и культовых, и фортификационных, и жилых сооружений находятся на территории Сугдеи средневековой, современного Судака, и, в ходе экскурсионного рассказа по всем многочисленным достопримечательностям средневекового города разных хронологических периодов, можно акцентировать внимание на ранних проболгарских древностях Крыма. Сохранились остатки крепостных стен, кладок, ремесленных и жилых построек. Особенно в портовой части города.
Кое-что можно посмотреть и на территории городища плато Тепсень. К сожалению, основная часть раскопанных сооружений в настоящее время не видна. Часть из них была засыпана, часть разрушена. Но некоторые остатки кладки там всё же есть, по крайней мере, можно показать место, где всё это находилось. Оно, по большей части, до сих пор ещё не застроено кое-что остаётся. Интересную экскурсию в этом плане можно сделать и на территорию городища Ак-Кая. Оно сейчас входит в состав заповедника Неаполь-Скифский, которым руководит Юрий Павлович Зайцев, там тоже всё то о чём я рассказывал можно увидеть живьём.
Переходя к материальной культуре многое, о чём я буду сейчас говорить, можно увидеть в экспозициях самых разных музеев и заповедников. Хорошая экспозиция, которая включает в себя предметы проболгарского хазарского времени в Крыму, находится в средневековом Судаке. Очень хорошая экспозиция находится в Феодосийском музее древностей. Там много материалов из раскопок городища на плато Тепсень. Неплохая часть экспозиции, посвящённая этому периоду, есть у нас здесь в Симферополе в Центральном музее Тавриды. Неплохая экспозиция есть и в посёлке Черноморское, в заповеднике Калос-Лимен. Там можно увидеть то, что связано с проболгарами северо-западного Крыма. То есть, кое-что посмотреть можно.
Что касается самой материальной культуры. Наиболее массовой находкой при раскопках является керамика. Её обнаруживается больше всего. Поэтому, сначала о ней. Самая ранняя керамика проболгар Крыма относится ещё к тому этапу, когда они находились на стадии "кочевания". Большая часть, достаточно грубых лепных горшков, была обнаружена при изучении впускных кочевнических погребений. Это достаточно грубые лепные сосуды. Какой-либо их типологии составить достаточно сложно. Они все отличаются.
Попытки сделать типологию предпринимались, но мало что из этого получалось слишком уж разные они по форме изготовления. И это не случайно, поскольку, каждый из этих горшков лепила женщина. Это было исключительно женское производство, на свой вкус и манер. Поэтому, горшки разные. Это относится к самым ранним горшкам, которые датируются примерно первой половиной седьмого века нашей эры. Но уже с самого начала оседания проболгар Крыма на землю под влиянием византийской империи, начинается производство амфорной тары. Появляются амфоры.
Дело в том, что и в предшествующие времена, и в хазарское время в Крыму было развито виноградарство и виноделие. Крымский полуостров был основным поставщиком в Хазарию вина. Если условно говорить, вспоминая советские времена, все знали что Крым является всесоюзной здравницей, так вот в хазарское время Крым был "всехазарской" винодельней.
Огромные поставки вина с Крымского полуострова осуществлялись на очень широкие территории. Эти амфоры находят на очень широкой территории, включая и Северный Кавказ, и территорию всего Причерноморья, и даже север Поднепровья нам показывает их наличие. То есть, география поставок вина была очень широка. Соответственно, в связи с тем, что было так широко развито виноградарство и виноделие, таких амфор мы находим огромное количество.
В настоящее время, учёные насчитали более тридцати пяти больших гончарных печей по производству этой керамики. Наиболее крупные печи, которые можно до сих пор увидеть раскопаны возле села Морское, на территории замка Чобан-Куле в пятидесятые годы и в более позднее время. Раскопки обнаружили целый комплекс больших гончарных печей. Это, по сути дела, почти что настоящая средневековая фабрика по производству амфор. Поэтому, на всех без исключения поселениях амфор находят очень много. Типов не так много. В основном, этих типов известно два.
Помимо амфор производили небольшие кувшинчики, с помощью которых вино, очевидно, разливалось по каким-то маленьким посудинкам. Амфоры находятся практически на всех поселениях. Есть более ранние типы амфор, есть более поздние типы, но это производство успешно существовало начиная, буквально, с середины восьмого века нашей эры и примерно до начала десятого века нашей эры.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Между Хазарией и Византией: Крым в VII-XIII веках". Лектор - Вадим МАЙКО, доктор исторических наук, директор Института археологии Крыма РАН. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/JqOiGS8q_MI. Для иллюстрации использована база сервиса photos.wikimapia.org