Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Феномены топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Кара-Дениз, Чёрное море
племя синдов

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

Синды – это, возможно, индоевропейское искажение тюркского этнонима син: < син + ды. Например, столица Среднеазиатского раннесредневекового государства Шаш на Средней Аму-Дарье Тарбан тюркских рунических надписей (в частности, в 18-й строке большой надписи в честь Бильге-Кагана) ассимилированные иранцами согдийцы записывали в форме Тарбанд.

Население Синской области в античности начало приобщаться к древнегреческой культуре, в вотивных надписях пользовалось греческой графикой и языком, в конечном итоге, включенное в состав Боспорского царства, быстро ассимилировалось. Поэтому, видимо, позднеантичный автор Валерий Флакк (I в.) называл синдов "выродившимися".

Трансформация син > синд наглядно представлена в нумизматических материалах Синдики: на монетах V в. до н. э. это слово имело форму ΣΙΝΩΔ (синод < син + од – греческий элемент), в более поздних – форму ΣΙΝΔΩΝ (синдон < син + дон).

Еще древними греками суффикс -ды был воспринят как одно целое с названием племени син, этникон принял форму синд, которая некоторым исследователям служит одним из "веских" доказательств индоевропеоязычности древних племен Причерноморья и Приазовья.

Памятником этого племени является, безусловно, вышеприведенное из Плиния древнее скифское название Дона – Син (Sinum), которое О. Н. Трубачев считает Сину (Sinu), затем переделывает в Синд и Синдху. Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов – читают это название Sindes (Синдес), а И. В. Скржинкая – Силис, несмотря на то, что Плиний Силисом называл другую, азиатскую реку. Китайский паломник Сюан Цзян в Индии это племя зафиксировал в форме син. О. Н. Трубачев назвал это важное свидетельство неиндо-европейского автора курьезом.

В древнетюркском языке успешно функционировал аффикс множественности "-т". Поэтому в некоторых ономастических данных не исключена возможность тюркского происхождения формы названия синд (чередование т – д вполне закономерно). Древнейшую историю булгар Бахши Иман начинал словами: "Начало наших начал – в племенах имэн и синд (Бахши Иман. Джагфар тарихы..., с. 7).

Это племя обитало не только в Приазовье. Юлий Гонорий (V в.) знает город Синда (Sindi) в Тавриде. След его сохранился и в современной топонимии Крыма, например, холм Тепсень в Коктебеле (теперь Планерское): < тепе "холм" + син. Плиний размещает синдов в низовьях Днепра и называет эту территорию "Синдской Скифией". Памятником этой группы племен син являются, безусловно, средневековые названия рек Сингул (< син + кул "ответвление", "отряд"; более подробно о кул см. выше, Айгул) – современные Ингул или Ингулец или Синха, Синюха (отсюда Синяя Вода ?) – возможно, тот же приток Южного Буга.

По свидетельству Аполлония Родосского аргонавты при бегстве из Колхиды в низовьях Дуная встретили племя синдов.

Напрасно смущают О. Н. Трубачева синтии, синты – формы названия фракийского племени. Индоевропейское сочетание согласных нд (синды) или нт (синтии, синты) не имеет принципиального значения. Гомер размещает синтиев на территории Фракии, Страбон - синтов – там же, в верховьях реки Стримон. Рядом, на реке Аксий (западнее Стримона), в Магдонии (Восточная Македония, бывшая Южная Фракия) Геродот зафиксировал город Синд (Σίνδοση).

Фукидид и Аристотель именно в Восточной Македонии зафиксировали фракийское племя синты. Овидий в "Печальных песнях", описывая неспокойные воинственные фракийские, гетские, скифо-сарматские племена Нижнего Подунавья, где ранее Аполлоний Родосский отметил племя в форме синды, страшится синтийского меча, т.е. нд легко переходит в нт и обратно.

Древнейшее население Крыма имело связь с фракийским племенем синты с острова Лемнос. Из сообщения Птолемея следует, что город Сен (Σήνας) при устье одноименной реки находился на итальянском берегу Адриатики: < син. Возможно, такое же происхождение имеет река Сена во Франции и имя мифологического разбойника Синиса, потомка хтонических, автохтонных чудовищ, убитого героем Тесеем на коринфском перешейке. В этих краях индийцев, каковыми представляют их себе сторонники индоарийской теории, разумеется, невозможно было встретить.

Анализ древнего ономастического материала показывает, что основной вектор экспансии племени син был направлен, однако, на Юг и Юго-восток.

Малоазийские названия городов Синда (Σινδα в Писидии) и Синдия (Σινδία в Ликии), которые О. Н. Трубачев игнорирует – не одинокие и случайно созвучные топонимы. Рядом, во Фригии, существовали ускользнувшие от внимания иранистов небольшие города Синнада и Санай, зафиксированные в более ранней форме, еще не успевшей оформиться сочетанием нд: Синнада < син + ада – древнегреческий топонимический суффикс; Санай < син.

Выше неоднократно упоминалось об обожествлении покоренными или зависимыми народами этно-антропонимов завоевателей, например РПН ас, бори, тана и др. Не избежал этой участи и син. Позднеантичный автор Ориген (185-254 гг.) цитирует Цельса: "... нет никакой разницы называть Зевса Всевышним или Зеном, или Адонаем, или Саваофом, или Аммуном, как называют его египтяне, или Папаем, как Скифы". Здесь Зен, возможно, < син. Син, как и аба, ас, басы, тура и другие апеллятивы, были широко распространены в древних государствах Закавказья, Малой Азии, Ближнего Востока, Передней Азии, Индии и Китая. В Киликии и других частях Малой Азии поклонялись богу Сандону: < син + дон – наращение. Сравните синдианы – форма названия приазовских синов у Лукиана Самосатского в рассказе "Токсарис или дружба".

В именах киликийских царей Sanduarri и его сына Sandašarme, киммерийского царевича Sandakšatru в Передней Азии элементы sand-, sandu-, по мнению И. М. Дьяконова, являются отражением малоазийского бога Сандона; "... нет ничего невероятного в том, что киммерийцы, поселившись в Малой Азии, стали поклоняться малоазийским богам".

Вышеприведенные киммерийско-киликийские имена были, однако, не теофорными, а выделенные элементы обладали этно-дифференцирующим признаком, и, по всей вероятности, были привнесены одним из крупных подразделений племени син – амазонками.

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

на верх страницы::Феномены топонимов Крыма::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на главную страницу сайта "Киммерия"

© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Итоговая архивная версия словаря не обновляется и обновления не планируются.