Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008. Кара-Дениз, Чёрное море племя синдовначало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание Синды – это, возможно, индоевропейское искажение тюркского этнонима син: < син + ды. Например, столица Среднеазиатского раннесредневекового государства Шаш на Средней Аму-Дарье Тарбан тюркских рунических надписей (в частности, в 18-й строке большой надписи в честь Бильге-Кагана) ассимилированные иранцами согдийцы записывали в форме Тарбанд. Население Синской области в античности начало приобщаться к древнегреческой культуре, в вотивных надписях пользовалось греческой графикой и языком, в конечном итоге, включенное в состав Боспорского царства, быстро ассимилировалось. Поэтому, видимо, позднеантичный автор Валерий Флакк (I в.) называл синдов "выродившимися". Трансформация син > синд наглядно представлена в нумизматических материалах Синдики: на монетах V в. до н. э. это слово имело форму ΣΙΝΩΔ (синод < син + од – греческий элемент), в более поздних – форму ΣΙΝΔΩΝ (синдон < син + дон). Еще древними греками суффикс -ды был воспринят как одно целое с названием племени син, этникон принял форму синд, которая некоторым исследователям служит одним из "веских" доказательств индоевропеоязычности древних племен Причерноморья и Приазовья. Памятником этого племени является, безусловно, вышеприведенное из Плиния древнее скифское название Дона – Син (Sinum), которое О. Н. Трубачев считает Сину (Sinu), затем переделывает в Синд и Синдху. Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов – читают это название Sindes (Синдес), а И. В. Скржинкая – Силис, несмотря на то, что Плиний Силисом называл другую, азиатскую реку. Китайский паломник Сюан Цзян в Индии это племя зафиксировал в форме син. О. Н. Трубачев назвал это важное свидетельство неиндо-европейского автора курьезом. В древнетюркском языке успешно функционировал аффикс множественности "-т". Поэтому в некоторых ономастических данных не исключена возможность тюркского происхождения формы названия синд (чередование т – д вполне закономерно). Древнейшую историю булгар Бахши Иман начинал словами: "Начало наших начал – в племенах имэн и синд (Бахши Иман. Джагфар тарихы..., с. 7). Это племя обитало не только в Приазовье. Юлий Гонорий (V в.) знает город Синда (Sindi) в Тавриде. След его сохранился и в современной топонимии Крыма, например, холм Тепсень в Коктебеле (теперь Планерское): < тепе "холм" + син. Плиний размещает синдов в низовьях Днепра и называет эту территорию "Синдской Скифией". Памятником этой группы племен син являются, безусловно, средневековые названия рек Сингул (< син + кул "ответвление", "отряд"; более подробно о кул см. выше, Айгул) – современные Ингул или Ингулец или Синха, Синюха (отсюда Синяя Вода ?) – возможно, тот же приток Южного Буга. По свидетельству Аполлония Родосского аргонавты при бегстве из Колхиды в низовьях Дуная встретили племя синдов. Напрасно смущают О. Н. Трубачева синтии, синты – формы названия фракийского племени. Индоевропейское сочетание согласных нд (синды) или нт (синтии, синты) не имеет принципиального значения. Гомер размещает синтиев на территории Фракии, Страбон - синтов – там же, в верховьях реки Стримон. Рядом, на реке Аксий (западнее Стримона), в Магдонии (Восточная Македония, бывшая Южная Фракия) Геродот зафиксировал город Синд (Σίνδοση). Фукидид и Аристотель именно в Восточной Македонии зафиксировали фракийское племя синты. Овидий в "Печальных песнях", описывая неспокойные воинственные фракийские, гетские, скифо-сарматские племена Нижнего Подунавья, где ранее Аполлоний Родосский отметил племя в форме синды, страшится синтийского меча, т.е. нд легко переходит в нт и обратно. Древнейшее население Крыма имело связь с фракийским племенем синты с острова Лемнос. Из сообщения Птолемея следует, что город Сен (Σήνας) при устье одноименной реки находился на итальянском берегу Адриатики: < син. Возможно, такое же происхождение имеет река Сена во Франции и имя мифологического разбойника Синиса, потомка хтонических, автохтонных чудовищ, убитого героем Тесеем на коринфском перешейке. В этих краях индийцев, каковыми представляют их себе сторонники индоарийской теории, разумеется, невозможно было встретить. Анализ древнего ономастического материала показывает, что основной вектор экспансии племени син был направлен, однако, на Юг и Юго-восток. Малоазийские названия городов Синда (Σινδα в Писидии) и Синдия (Σινδία в Ликии), которые О. Н. Трубачев игнорирует – не одинокие и случайно созвучные топонимы. Рядом, во Фригии, существовали ускользнувшие от внимания иранистов небольшие города Синнада и Санай, зафиксированные в более ранней форме, еще не успевшей оформиться сочетанием нд: Синнада < син + ада – древнегреческий топонимический суффикс; Санай < син. Выше неоднократно упоминалось об обожествлении покоренными или зависимыми народами этно-антропонимов завоевателей, например РПН ас, бори, тана и др. Не избежал этой участи и син. Позднеантичный автор Ориген (185-254 гг.) цитирует Цельса: "... нет никакой разницы называть Зевса Всевышним или Зеном, или Адонаем, или Саваофом, или Аммуном, как называют его египтяне, или Папаем, как Скифы". Здесь Зен, возможно, < син. Син, как и аба, ас, басы, тура и другие апеллятивы, были широко распространены в древних государствах Закавказья, Малой Азии, Ближнего Востока, Передней Азии, Индии и Китая. В Киликии и других частях Малой Азии поклонялись богу Сандону: < син + дон – наращение. Сравните синдианы – форма названия приазовских синов у Лукиана Самосатского в рассказе "Токсарис или дружба". В именах киликийских царей Sanduarri и его сына Sandašarme, киммерийского царевича Sandakšatru в Передней Азии элементы sand-, sandu-, по мнению И. М. Дьяконова, являются отражением малоазийского бога Сандона; "... нет ничего невероятного в том, что киммерийцы, поселившись в Малой Азии, стали поклоняться малоазийским богам". Вышеприведенные киммерийско-киликийские имена были, однако, не теофорными, а выделенные элементы обладали этно-дифференцирующим признаком, и, по всей вероятности, были привнесены одним из крупных подразделений племени син – амазонками. начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание |