Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Тайны утерянных топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Происхождение топонима Боркут

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16
17::18::19::20::21::22::23::24::25::26::27::28::29::30::окончание

По своей форме – шарообразности – мегалитический комплекс Нью-Грейндж около Дублина (в Ирландии) наиболее соответствует описанному Гекатеем храму Аполлона; он и по возрасту на 1000 лет старше английских. Но в концентрическом круге кромлехов английского Стоунхенджа в виде подковы располагались 19 менгиров, в середине которых имелся дольмен, сверху покрытый каменной плитой. Возможно, 19 менгиров имеют прямую связь с посещением Аполлоном своего храма. Даже с высоты современного научно-технического прогресса представляется невероятнейшим достижением мудрецов каменного века, рассмотревших на луне "... несколько заметных земляных возвышенностей".

Объяснение античными авторами этого феномена тем "... что с этого острова луна кажется отстоящей от земли на весьма незначительное расстояние", в действительности может указать на какое-то техническое средство, приближающее и увеличивающее луну настолько, что это давало возможность отчетливо рассмот- реть выраженный рельеф лунной поверхности.

Реликтовый тюркский этноним бори сохранился в современных английских топонимах: Солсбери (Salisbury < салис + бори) – название города южнее Стоунхенджа; Эйвбери [Avebury < аве ~ аба (о тюрк. аба см. ниже) + бори] – населенного пункта рядом с обсерваторией Эйвбери; Эйлсбери – нп рядом с Оксфордом; Истборо – на берегу Ла-Манша и другие. По всем данным именно в этом аспекте следует рассматривать этногенез древнего племени бриттов (отсюда Бретань во Франции и Британия).

В "Энциклопедии для детей" 1998 года издания пишется: "... еще в каменном веке по всей Европе жили племена, родственные друг другу, обладающие достаточно развитой культурой и имевшие сходные религиозные представления. Эти племена иногда так и называют – строители мегалитов.

Долгое время ученые, следуя римским авторам, думали, что строителями мегалитов в Западной Европе были древние кельты – одно из индоевропейских племен, предки современных ирландцев, шотландцев и бретонцев, а мегалиты считались храмами кельтских жрецов – друидов. Теперь доказано, что сооружения эти возведены раньше, чем в Европе появились индоевропейцы, и говорить о кельтах как об их создателях не приходится. По-видимому, они лишь почитали эти каменные обсерватории, но использовать их уже не умели, как это было в Нью-Грейндже".

Более подробно о строителях мегалитов, векторе распространения мегалитической культуры см. часть 2, Тархан. Здесь необходимо лишь отметить, что лингвоэтнический анализ данных древних хроник и археологических материалов позволяет реконструировать древнейшую этническую картину Западной Европы, в которой тюркское бори проявляется как одна из автохтонных единиц Бретани, Великобритании и Ирландии.

Интереснейший экскурс в этноисторию Апеннин имеется у Страбона: "Сабиняне являются древнейшей народностью и исконными жителями страны. Пикетинцы и самниты – колонисты сабинян, луканы – самнитов, а бреттии – луканов." Этнотопоним Саба встречается также в древних странах Северной Индии, Южной Аравии [более подробно о саба будет написано в статье "Айсабай" (Сакский район)]; луканы – это, возможно, латинская калька с тюрк. бори ′волк′; бреттии – искажение тюрк. бори. Авторы монографии "Индоевропейский язык и индоевропейцы" вслед за Э. И. Фурнеем пишут о наличии доиндоевропейского субстрата в материковой Греции и на островах Эгейского моря.

Детальный анализ теонима Аполлон также доказывает тюркоязычность древнейшего населения Западной и Юго-Восточной Европы. Одни исследователи считали Аполлона исконно греческим божеством (К. О. Мюллер), другие – пришлым, малоазиатским (А. Шенборн, Ф. Велькер, А. Буше-Леклерк, Виламовиц). Последняя концепция базировалась, в основном, "на антагонизме между Аполлоном и греками у Геродота...", на более древнее происхождение малоазийских святилищ. М. П. Нильссон, защищая версию Виламовица от нападок других исследователей (О. Керн, Е. Зейтинг, Е. Бете, Дж. Скотт), указывал "на его еще более древние корни".

Здесь необходимо отметить, что сама база, на которую опираются выводы вышеприведенных ученых, определена неверно: в "Илиаде" не греки воевали с троянцами – в то время греков в этих регионах еще не было, они появились позже. Воевали между собой за гегемонию в Северо-Восточном Присредиземноморье два крупных, этнически близких объединения – союз мелких государственных образований континентальной Греции и прилегающих островов (крито-микенская культура) и малоазийско-фракийский союз племен.

Поэтому и культы у них были общими, но с разной степенью почитания отдельных культов. Например, малоазийцы предпочтение отдавали Аполлону, Посейдону, Артемиде, а архипелажцы – Афине. "Илиада" и "Одиссея" – тюркские эпосы, переложенные на древнегреческий язык. Культ Аполлона – догреческого происхождения. Покровительство Аполлона троянцам можно объяснить разной степенью почитания его культа в различных частях этого региона.

По изысканиям А. Ф. Лосева в архаичной Греции "Аполлон – это суживающаяся кверху колонна и обелиск; гиацинт, плющ и тамариск; лавр, кипарис, дуб и пальма; саранча, ворон, ястреб, коршун и лебедь; дельфин; ящерица, лягушка, жаба и змея; мышь; баран, овца, лань, собака, волк и гриф. Такова глубочайшая связь Аполлона с физикальным, растительным и животным миром...

В дальнейшем, принимая уже человеческий образ, Аполлон тоже далеко не сразу приобретает свой так широко известный античный классический вид". У Сервия (по пересказу А. Ф. Лосева) "в Дельфах Аполлон изображается в виде человека, в Ликии же – в виде волка. На Делосе же он имеет вид дракона". Его изображают с четырьмя руками и четырьмя ушами; ему придаются скотоводческие, пастушеские, земледельческие, охотничьи функции.

Аполлона представляли богом-целителем, врачевателем, губителем, морским божеством, богом атмосферы: воздуха, облаков, ветра, молнии, богом света. В соответствии с развитием древнегреческого общества от архаизма к классицизму и эллинизму развивалась и мифология Аполлона, его функции менялись до общекосмических, образ его совершенствовался, облагораживался, утончался.

Данных об этимологии теонима Аполлон много, но почти все они увязаны с его мифологизированными атрибутами, символикой и функциями, приданными ему греками в процессе развития мифологии Аполлона. А. Ф. Лосев писал, что в хеттских текстах "среди прочих богов упоминается Апулунас, и Грозный сопоставляет его с вавилонским словом abullu, что значит «ворота».

Хеттский Апулунас в таком случае оказался бы богом ворот в качестве охранителя города или дома... С этим гармонируют фетишистские представления об Аполлоне в виде камня. Такова гипотеза, выводящая греческого Аполлона из хеттской мифологии, откуда он перешел и в Ассиро-Вавилонию".

на верх страницы::Топонимические тайны::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на главную страницу сайта "Киммерия"

© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Итоговая архивная версия словаря не обновляется и обновления не планируются.