| |
Старый Крым - город музеев |
Дом-музей истории, культуры и быта крымских татар Саманный дом и двор усадьбыЗдание музея включает в себя еще одну комнату, которая в качестве части музейного комплекса функционирует только в теплую пору года, Третья комната является выставочным залом Заслуженного художника Автономной Республики Крым, старокрымчанина Нури Якубова. Художник является живым достоянием не только своего народа, но и всего города. Он — мастер пейзажа и натюрморта, его картины, на которых изображены Ялта, Феодосия, крымская природа, высокопрофессиональны и наполнены любовью к своему краю. Но особенно впечатляют городские пейзажи Старого Крыма, передающие своеобразный колорит первой столицы полуострова: кривые пыльные улочки города, невысокие глинобитные строения на фоне духовной святыни — мечети Узбека. Многие экспонаты музея долгие годы были семейными реликвиями различных крымско-татарских семей. Этим предметам по сто и болев лет, они передавались многими династиями из поколения в поколение, кочевали со своими хозяевами по разным городам и странам. Теперь же, попав в музей, они стали принадлежать всему народу. Само здание музея — образец типовой национальной архитектуры, отличающейся максимальной простотой, удобствами и дешевизной, Стены дома изготовлены из самана — более дорогой строительный материал простой семье был не по карману. Само слово «саман» в переводе с тюркского означает «солома», а фактически это сырцовый кирпич из глины, в которую для лучшего скрепления добавлялась резаная солома или мякина — отходы после переработки зерновых культур. Саман — несложный в изготовлении и строительстве материал, кроме того, он обладает замечательными теплоизоляционными свойствами. -- В саманном доме тепло зимой, а летом этот кирпич хранит прохладу. Еще одна особенность крымско-татарских домов — все окна в них смотрят на юг, северная же сторона была глухой, чтобы зимние ветры — частые гости и этих местах — не выдували из дома тепло. Крыша дома тоже утеплялась слоем глины, к которой прикреплялась тоже глиняная, но уже обожженная, односкатная черепица, именуемая «татарской». Если учесть, что и полы в крымско-татарских домах были глинобитными, то можно понять значение глины для этого народа. Наверняка, выбирая место для создания населенного пункта, учитывалось, в первую очередь, наличие питьевой воды, а затем — месторождения глины. Двор музея достаточно просторный, его пересекает по диагонали дорожка из камня-дикаря, ведущая от входной калитки со стороны улицы к дверям дома. В ненастную погоду такая дорожка защищает обувь от грязи. Во дворе дома стоит древняя мажара-араба (именно араба, а не арба, как у других народов), на ней — такого же почтенного возраста толстопузая бочка. На таких арабах и в таких бочках доставлялась вода на дальние огороды. Во дворе находится и лапидарий — собрание каменных плит с высеченными на них узорами и различными надписями. Чаще всего это надгробные плиты, с помощью надписей донесшие до нашего времени сведения о давних жителях города, их роде занятий и т.п. Особую ценность представляют камни с надписями на древне-татарском языке. О качестве работы лучше всего расскажут отзывы в книге посетителей. Эти отзывы составлены на 14 языках мира, так как гостями музея были туристы из Польши (их больше всех), Швеции, Германии, Италии, Греции, Турции, Израиля, Кореи, Китая, Японии, Канады, США, а также из многих стран бывшего Советского Союза. Вот выдержки из некоторых отзывов: «Ваш огромный труд способствует дружбе и взаимопониманию людей разных национальностей...»; «Экскурсовод музея — достойная дочь своего народа...»; «Огромное спасибо за интересный рассказ, интересную, своеобразную, степенную и увлеченную манеру ведения экскурсии», — этот отзыв ценен тем, что его дали профессиональные музейные работники юго-востока Крыма. Интересны отзывы экскурсантов из сельских районов Украины, помнящих традиции и обычаи своего народа, утверждающих о большой схожести культур их народов. Это очередной раз подтверждает теорию взаимного обогащения культур народов-соседей. Особенностью именно этого музея является то, что любой экспонат ручной работы, являющийся, по сути, эксклюзивом, можно здесь же приобрести. Путешествие по этнографическому музею крымских татар длится около часа. Музей быта крымских татар | | Другие музеи Старого Крыма |
на верх страницы::Музейный комплекс::Старый Крым::на главную | |
|