| |
Старый Крым - город музеев |
Диванный зал и комната невесты в музее быта крымских татарДиванный зал, в котором гости музея смакуют кофе, полностью соответствует своему названию: вдоль стен этой просторной комнаты стоят сеты — низкие деревянные диванчики, покрытые матрасами из овечьей шерсти и коврами. Непременным атрибутом диванного зала являются многочисленные подушечки разнообразных размеров и расцветок, украшенные изысканной ручной вышивкой. Они предназначены как для декоративного украшения зала, так и для практических целей — более удобного сидения на диване. В диванном зале на прикрепленных к стенам полках экспонируются образцы домашней утвари: гугумы (кувшины для воды) разных форм и размеров, ручные кофемолки, джезве (турки для варки кофе), всевозможные подносы, конфетницы, кувшины. Для изготовления всей этой посуды ремесленники использовали разные материалы: медь, железо, керамику. Здесь же представлены образцы носовых платков, полотенец; стены зала украшены марама — головными женскими покрывалами с великолепной вышивкой. Марама была обязательна для всех замужних женщин; нередко женщины сперва покрывали голову феской, но на феску все равно одевалась марама. Девочки и девушки до замужества носили фески — головные уборы цилиндрической, слегка суженной к верху формы. Традиционно пол диванного зала украшался и утеплялся ковром. В музее пол укрыт достаточно возрастным ковром ручной работы, который был изготовлен в XIX веке. Подлинное название ковра — килим, это слово перекочевало затем в украинский язык, но с более твердым произношением — кылым. Полы в крымско-татарских домах были глинобитные и в зимнее время достаточно холодные, поэтому для утепления и лучшей сохранности килима под него стелился войлочный ковер — кииз. Если в странах Средней Азии, где ковроткачество имеет многовековые традиции, особо ценятся старые ковры (там даже существуют специальные технологии придания новым коврам древнего вида), то крымские татары отдают предпочтение новым коврам с яркими рисунками. Как правило, интерес гостей всегда вызывает необычный экспонат, находящийся в диванном зале — веник, украшенный нарядными лентами и сладостями. Это один из трех подарков-символов, которые родители дарят своей вышедшей замуж дочери. Через три дня после свадьбы друзья и подруги невесты, теперь уже молодой жены, приносят ей из дома родителей три предмета: свечу или лампаду, слоеный мясной пирог кобете и уже упоминаемый нарядный веник. Символика этих подарков проста и трогательна: свеча должна помочь дочери создать в новом дому свет и тепло, пирог кобете означает достаток в семье, а веник напоминает дочери, что за чистоту и порядок в доме несет ответственность она. Первые три дня жена — гостья в семье мужа, а на четвертый день веник в руках дочери должен выполнять свое прямое предназначение! Нарядное украшение веника тоже не случайно: родители давали понять своей дочери, что она не выметена из дома, как мусор, и ей всегда будут рады в родительском доме. -- Тема невесты более полно раскрывается в следующей комнате, куда из диванного зала ведет узкий коридор. Эта комната так и называется — «комната невесты», и в ней представлены предметы мебели крымскотатарской зажиточной семьи, образцы национальных костюмов, музыкальные инструменты. Крымско-татарскому народу присуще уважительное отношение, в отличие от некоторых арабских традиций, к родившимся девочкам — это всегда был желанный ребенок. Народная мудрость крымских татар гласит: «У кого есть дочь, у того есть и государство», подчеркивая этими словами решающую роль женщины в продолжении любого рода, а значит, и государства в целом. Когда рождалась девочка, родители непременно покупали сундук, в котором постепенно накапливалось приданое для будущей невесты. Образец такого сундука находится в комнате невесты. Старинная пословица, коими богат крымско-татарский фольклор, отмечает: «Девочка — в колыбельке, а приданое — в сундуке». Содержимое и размер приданого — не просто дань традиции, а возможность продемонстрировать достаток семьи невесты и получить возможность заключения достойного семейного союза. Поэтому сундучок с приданным был, выражаясь современным языком, своеобразной дополнительной рекламой невесты. К свадьбе заранее готовился и праздничный наряд невесты; особенно богато и красочно украшался тончык — верхняя часть свадебного наряда. Крымско-татарские мастерицы-золотошвейки в совершенстве владели одним из самых древних видов вышивки — так называемым «высоким шитьем золотыми и серебряными нитями по предварительному настилу», Убедиться в действительно высоком мастерстве этого шитья посетители музея могут в «комнате невесты», где демонстрируются, кроме тончыка, и другие образцы праздничной одежды, в том числе и мужской. Музей быта крымских татар | | Другие музеи Старого Крыма |
на верх страницы::Музейный комплекс::Старый Крым::на главную | |
|