Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

История города Старый Крым


Армянская община

Армянская община возникла в Крыму в ХI-ХIV веках, хотя следы пребывания отдельных представителей этого народа, в основном купцов и ремесленников, обнаруживаются значительно раньше. А один знатный армянин — Вардан, проживавший в VIII веке в Херсонесе, смог даже достичь вершин власти, став императором Восточно-Римской империи. Массовое появление армян на полуострове относится к началу второго тысячелетия нашей эры. На первом этапе это были переселенцы из Византийской империи, купцы и ремесленники из Константинополя, Синопа, Трапезунда, а позже — беженцы с исторической родины, которые спасались от нашествия на Армению арабов и тюрок — сельджуков. Присутствие армян в Крыму в то время подтверждают многочисленные письменные источники, надписи на могильных плитах и мемориальных досках. Эти же свидетельства дают основание утверждать, что самая многочисленная армянская община находилась в Кафе — еще до приход генуэзцев.

Некоторые ученые полагали, что уже к середине XIV века армяне составляли большинство населения и в Солхате. Письменные источники 1345-1349 годов упоминают имена 92 армян — старцев и вдов, которые оказывали помощь знаменитому Натеру, переписывавшему в городе записи Лекционария. В то время армянская колония в Солхате занимала несколько кварталов, один из которых назывался "Верин (верхний) охетнер". Исследователь истории армянских колоний в Крыму, В. И. Микаэлян, утверждал, что в средневековом Солхате функционировало 9 церквей. Это дает основания считать армянскую колонию в Солхате второй по значению и численности в Крыму — после кафинской колонии. Армянские колонии, учитывая способности этого народа к торговле и ремёслам, существовали во многих приморских городах Крыма. Кафа же в силу своего ключевого положения на маршруте Великого шелкового пути, стала своеобразным армянским центром на полуострове.

До сих пор в Феодосии, на территории так называемого "Карантина", сохранились четыре армянские церкви — Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, святого Стефана и святого Георгия. Вспоминая о временах наивысшего расцвета армянских колоний в Крыму (ХIII-ХУ вв.), армянский летописец XVII века писал: "В то время усилились мы и умножились и построили села и округа. Князья и знатные люди начиная от Карасубазара до Сурхата и Феодосии горы и равнины заполонили церквями и монастырями. И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей, из страха перед гуннами возвели крепостные стены в городе Феодосии". Конечно, выражение "сто тысяч домов и тысяча церквей" — явное своеобразное преувеличение, но масштабы армянского строительства - гражданского и духовного — были в то время значительны.

Крымские армяне были в числе первых жителей Львова — города, основанного князем Галицким Львом. Древние письменные источники утверждают: "татары во время своего набега выгнали армян с их давних поселений..., те потом были включены в войско, получив некоторые права у татар... Будучи христианами... они охотно перешли на военную службу ко Льву". В 1270 г. во Львове появилась колония "армяно-азиатских воинов, пользовавшихся оружием, одеждой и языком татар. Другие письменные свидетели тоже говорят о том, что армяне говорили и писали тогда на так называемом "армяно-кыпчакском языке". С армянами произошла та же языковая ассимиляция, что и с крымскими греками. Численное преобладание тюркоязычного населения (потомки протобулгар, хазар, печенегов, а также вновь прибывшие поле тюрки-сельджуки и монголо-татары) привело к вытеснению греческого языка, который был до этого средством межнационального общения. Постепенно армяне переходят на тюркский язык, оставляя свой только для семейного общения.

Второй этап массового переселения армян в Крым относится к XIV - XV вв. С официального согласия генуэзских властей Кафы (договор 1330 г.) в этот крымский город переселяется из Ак-Сарая несколько тысяч армян, потомков беженцев из г. Ани. Кафская перепись середины XV века зафиксировала в этом городе 46000 армян из 7000 всех жителей. Со временем армяне расселяются во многих сёлах Восточного Крыма, а также в Балаклаве, Карасубазаре (Белогорск), Гезлеве (сейчас Евпатория). Количественный прирост армян в Крыму был тогда настолько значительным, что полуостров стали называть "приморской Арменией".

Карантин — этим именем была названа та часть Феодосии, где в XIX века работала врачебная комиссия, которая проверяла личный состав судов, прибывавших из Турции. В этой стране в то время свирепствовала чума, и турецкие моряки, высадившиеся в Феодосии, определенное время находились в изоляции, чтобы определить наличие или отсутствие болезни. Название санитарного мероприятия закрепилось за всем этим районом Феодосии и употребляется и в настоящее время. Территория Карантина была защищена оборонительными стенами, бастионами и башнями, которые возвели жившие здесь до XIX армяне.

Важную роль в жизни армян играла церковь, духовно сплачивающая этот народ. Её чёткая иерархическая структура в какой-то мере заменяла крымским армянам утраченную вместе с родиной государственность. Именно церковь зачастую выполняла чисто административные функции. Центром религиозной и вообще духовной жизни армян в Крыму стал монастырь Сурб-Хач, построенный в 1358 году примерно в трех километрах от Старого Крыма.

Интересными были взаимоотношения армян с остальными народами Крыма: благодаря своему трудолюбию, деловой и торговой предприимчивости, они сумели стать необходимыми для всех, довольно быстро завоевав относительно привилегированное положение на полуострове.

Поступательное развитие армянской колонии резко обрывается в 1475 году, когда Крым захватывают турки. Покорив Кафу, турки стали по хозяйски распоряжаться не только делами армян, но и самими армянами. Вскоре они насильственно переселяют в Константинополь несколько тысяч кафинских купцов и ремесленников. В Турции высоко ценились хозяйственно-организационные способности армян, и не случайно несколько столетий, вплоть до 1915 года, управляющими у султанов и пашей - айвазами - были, в основном, армяне. Славились армяне и другими своими талантами: личными врачами крымских ханов были, в основном, армяне. Многие армяне сами покидают полуостров и переезжают к своим родственникам во Львов, Киев, Каменец-Подольск и другие города.

Осознавая полезность крымских армян для себя, турецкие власти не уничтожили армянскую колонию. Торговля, в которой преуспевали армяне, облагалась большими налогами, обогащавшими государственную казну. Вскоре, после массовой насильственной и добровольной эмиграции армян из Крыма, наблюдается рост их общины за счет переселенцев из Малой Азии и Западной Украины. Центром армянской колонии по-прежнему остается Кафа, ставшая, благодаря этому народу, итальянцам и грекам, одним из наиболее красивых и экономически влиятельных городов Черноморского бассейна.

Турецкий источник 1740 года так описал Кафу того времени: "Кафа... красиво построенный город и красивая крепость на расстоянии 464,5 мили от Стамбула. Говоря правду — это украшение всего полуострова. Ранее этот город находился под властью генуэзцев. Он был завоеван Османской Портой во времена султана Мехмеда II одновременно с Азовом и крепостью Менкуб...

В Кафе, где, как уже было отмечено, имеет свою турецкий бейлербей, татарское население относительно незначительно, зато неверных, наоборот, очень много. Они освобождают рабов и гонят их на польскую сторону и в Россию. В Кафе имеется 12 греческих церквей и 32 армянские. Когда город был завоеван Портой, население там исчислялось 6000 семейств и 3000 рабов. И сегодня эта местность преуспевает, имеет красивые мечети, бани, рынки и считается торговым центром, весьма притягательным для купцов из Царьграда и Трапезунда".

Эта информация интересна не только тем, что сообщает нам о национальном составе средневекового города и примерном соотношении, исходя из указанного количества храмов, живущих там народов. Здесь содержится документальное подтверждение о редком и необычном виде деятельности крымских армян — выкупе пленных рабов, прежде всего, восточных славян, и последующей перепродаже их родине. Естественно, этой сделке предшествовала предварительная проверка платежеспособности тех, кто был заинтересован в возвращении этих пленников домой. Не будем анализировать нравственно-этические, экономические и демографические аспекты подобного бизнеса — все они в этом случае переплелись, соединив как положительные, так и отрицательные моменты.

Во второй половине XVIII в., накануне переселения из Крыма, армян на полуострове насчитывалось более 12 тысяч. В предыдущем очерке о крымских греках уже говорилось о переселении 1778 года крымских христиан из Крыма, в числе которых были и армяне. Поэтому нет не ходимости это еще раз описывать. Необходимо лишь указать куда переселили армян. Армяне-католики — а были и такие — поселялись у города Екатеринослава. Большинство переселенцев, бывшие григорианцы, в устье реки Дон образовали город Нор (Новый) Нахичеван и 5 сел с крымскими названиями: Чалтырь, Несвитай, Сала, Султан-Сала и Топти. Среди: этих вторых переселенцев были армяне, проживавшие и в Старом Крыму.

--

Переселение армян из Крыма в июле-сентябре 1778 года стало всеобщим: полуостров покинули 12598 человек. Перемена места жительства была добровольной, а на нежелающих покидать полуостров христиан оказывало давление местное духовенство, которым за подобную услугу российское правительство вручало большие "подарки". Итоги этого масштабного демографического проекта были для Российской империи чрезвычайно положительными.

Во-первых, население страны в одночасье увеличилось более чем на 30 тысяч человек, большинство из которых владело самыми разнообразными профессиями, в том числе опытом торговли по всему Черному морю. Многие из колонистов были земледельцами и скотоводами, что значительно облегчало проблемы заселения присоединенных к России южных земель, опустевших после упразднения Запорожской Сечи и ухода кочевых татар. Во-вторых, исход христиан из полуострова значительно ослабил южного соперника России — Крымское ханство, казна которого лишилась значительного источика дохода. В-третьих, вырос международный авторитет России как защитницы христианства.

После вхождения Крыма в состав Российской империи и стабилизации ситуации на полуострове начинается возврат армян, ранее переселившихся в Османскую империю, а также из Нового Нахичевана и Екатеринослава. В Старый Крым в этот период переселилось армян, проживавших в Армянском Базаре (ныне г. Армянск на Перекопском перешейке). Стремясь заселить опустевшие после эмиграции крымских татар земли полуострова, царское правительство всячески поощряло колонистов. Жалованной грамотой от 28 октября 1799 года армянским переселенцам в Старом Крыму передавались во владение "12.000 десятин удобной земли с водами и лесом". Им разрешалось строить на этих землях жилье, амбары, лавки, разводить сады и виноградники.

Правительственные льготы распространились и на другие стороны жизни армян-переселенцев: все они, независимо от своих званий и социального положения, освобождались на 10 лет от государственных налогов и службы в армии, воинских постоев, внутренних торговых пошлин; им предоставлялась свобода торговли. Но решение об отводе армянам 12 тысяч десятин земли оказалось поспешным и непродуманным, так как многие из этих земель были уже получены русскими помещиками на основании генерального межевания.

Многочисленные земельные тяжбы армян с помещиками привели к тому, что была создана специальная правительственная "Комиссия для разбора споров по землям и для определения повинностей в Крымском полуострове". Решением этой комиссии земли армянам прекратили предоставлять; более того, уже полученные земли переселенцы вынуждены были возвратить их прежним владельцам. Обманутые в своих ожиданиях армяне покидали Старый Крым и возвращались туда, откуда недавно пришли. Те же, кого земельный возврат не вернулся, начали быстро осваиваться на новом месте.

Начинает вновь оживать религиозная жизнь армян: в 1789 году возобновляет свою деятельность монастырь Сурб-Хач, с разрешения царского правительства армянская община Старого Крыма может восстанавливать, строить новые церкви. А с 1808 года по 1870 год в Старом Крыму работает единственный на полуострове армянский административный орган — Старокрымская армянская городская ратуша.

В Крым из Приазовья возвратилось около 30% от общей численности прежней армянской общины. Именно они стали ядром формирования современной общины армян Крыма. Основным местом своего переселения армяне выбирают Старый Крым в начале XIX века почти обезлюдел. За несколько лет армяне построили в городе 160 домов, и в 1807 году составляли уже большинство горожан, численность которых возросла на 1500 человек. В середине XIX века переселяются армяне из другой своей колонии — города Григориополя, основанного в 1792 году возле Дубоссар.

В XIX-XX веках крымская армянская колония пополнялась и за счет выходцев из Западной Армении и различных районов Турции, составивших к 1914 году примерно 15 тысяч человек. Наиболее выдающимися представителями армянского народа, выбравшими своим местом жительства Крым, стали художники Иван Айвазовский, Вардгес Суренянц, а также композитор Александр Спендиаров.

Судьба крымских армян послереволюционного периода похожа на судьбу других народов, пострадавших в 1944 году от несправедливой депортации. Только из Старого Крыма было депортировано около 700 армян, многие из которых были вывезены в район Сочи. Сейчас общественно-культурной жизнью армян на полуострове руководит созданное в 1989 году Крымское армянское общество культуры "Луйс". Армянские программы периодически выходят на крымском телевидении и радио, издается газета "Голубь Масиса". Армянская община Старого Крыма — одна из самых активных на полуострове. В 1991 году одно из первых территориальных отделений Крыма стало Старокрымское, его создателями и первыми руководителями стали В. С. Арутюнян и А. М. Казарян. Через два года они же создают религиозную общину в Старом Крыму. В 1996 году начинает работать в городе воскресная армяне школа, и здесь В. С. Арутюнян помогал ее создавать и преподавал в ней. Через три года эта школа вошла в состав образованной школа № 3. 2001 году армянское население Крыма составляло 8,7 тысяч человек. Возвращение армян в Крым продолжается.

назад::далее::содержание

на верх страницы::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.