|
Крымские грекиУчёные, изучающие историю греков в Крыму, подразделяют их на четыре разные группы. Эти группы не только проживали на полуострове в разные эпохи, но и отличаются друг от друга особенностями своего формирования, языка и культуры. К самой ранней группе относятся античные реки, их эпоха длится с VI в. до н.э. до III в н.э. Вторая группа — это средневековые крымские греки (III-XVIII вв.), потомков которых сейчас называют "мариупольскими греками". Их сменили греки "русского периода" истории Крыма, жившие в конце XVIII-XX вв. Четвертой группой принято считать складывающуюся в наши дни современную греческую общину. Это деление можно считать достаточно условным, так как между этими группами наблюдалась преемственность культуры. Средневековых крымских греков многие историки считают новой этнической общностью и называют их "горно-крымской народностью" или крымскими христианами". После вторжения в III в. н.э. на полуостров германских племен — боранов и готов, а также их союзников — алан, наступает закат эллинистической эпохи в Крыму. Нашествие гуннов в V веке заставило эти племена переселиться в юго-западный Крым. Там они смешиваются с уцелевшими — эллинами, перенимают у них культуру хозяйствования, христианскую религию, греческий язык. Постепенно происходит "варваризация" греков, которую с не меньшим основанием можно именовать по-иному — "эллинизация" варваров. Так, в результате взаимной ассимиляции эллинов, тавров, готов, аланов и боранов, в южнобережном и Горном Крыму начала складываться новая средневековая народность. Себя они стали называть "ромеями", не вкладывая в этот термин этнического содержания, а просто желая себя выделить самостоятельной общностью. В последующие столетия в Крыму завершается образование нового этноса, достаточно редкого по характеру формирования: его создали народы, не связанные родством. Это слияние происходит в период XII-XVII веков, а способствовали этому общность греческого языка и культуры религии ("греческого православия"), территории. Консолидирующими, факторами здесь можно также считать необходимость единения перед возникающими угрозами со стороны татар и генуэзцев. Способствовало объединению и сплочению крымских христиан княжество Феодоро возникшее в первой половине XIV века в горном Крыму и просуществовавшее до завоевания Крыма турками в 1475 году. Со временем само звание "ромей" стало синонимом "православный", а позже в это слово вкладывается и этническое содержание — "православный грек", а не эллин-язычник, поклоняющийся своим олимпийским богам. В период турецкого владычества количество крымских греков уменьшается, что вызвано их миграцией в пределах Османской империи, а также культурной ассимиляцией, следствием которой было принятию греками новой религии и языка. Мусульмане в Крыму пользовались многими льготами, в том числе и экономическими: налогов они платили в два раза меньше. Это и было, наряду с желанием получить равные права в политической и социальной сферах, одной из главных причин, побуждавших греков принимать ислам и становиться полноправными членами турецкой или крымскотатарской общины. Уже в Крымском ханстве тюркский язык постепенно становится средством межнационального общения на полуострове, вытеснив греческий язык. При Османской империи появляются этнически смешанные поселения, в которых живут греки, крымские татары и турки. Происходит языковая ассимиляция греков, наиболее четко наблюдаемая в юго-западном Крыму. Постепенно греки переходят на пользование крымскотатарским языком, даже православные службы, проповеди и молитвы ведутся и читаются на этом языке. Священники учат детей писать греческими буквами по-татарски — такие документы хранятся сейчас в украинских архивах. До сих пор крымскотатарский язык живет в местах переселения средневековых греков из Крыма — в селах Северного Приазовья: на нём поют песни и пишут стихи. Сами греки называют этот язык урумский "греко-татарский". Межэтническое смешение приводит к появлению разнонациональных браков, своеобразной одежды и украшений. В XVIII веке греки проживали более чем в 80-ти населенных пунктах, четверть из них была горожанами. Их поселения были на Южном берегу и в горах, а занимались они ремеслом, торговлей, рыболовством, самыми разными отраслями сельского хозяйства. Ханская перепись движимого имущества, составленная при переселении крымских греков в Приазовье, показывает, что материальное благополучие основной их массы было достаточно высоким. Добровольное переселение крымских христиан-греков и армян в Россию было проведено по инициативе П. Румянцева-Задунайского. После победы России над турками и присоединения к ней южных земель условиям Кючюк-Кайнарджийского мира появилась необходимость в заселении этих земель. Крымские греки и армяне подходили для этих целей и по другим причинам: их отъезд ослаблял экономику Крымского ханства и готовил почву для присоединения полуострова к России; эмигранты таким образом спасались от возможных притеснений и мести со стороны мусульман за помощь русским в завершившейся войне. В середине 1778 года представители крымских христиан подписали документы, подтверждающие их намерение добровольно переселиться в Россию. Им было обещано выделить по 30 десятин земли на каждого члена семьи мужского пола — значительно больше крымских земельных владений самых богатых христиан. Переселение производилось под надзором войск Суворова, который уже в сентябре того же года рапортовал, что 18395 греков, 12598 армян, валахов и грузинов покинули Крым. Они основали в устье реки Кальмиус город Мариуполь и 19 сел в округе. Когда едешь из Донецка или Мариуполя в сторону Мелитотополя дорожные указатели пестрят чисто крымскими названиями населённых пунктов — Старый Крым, Ялта, Ласпи, Мангуш, Карань... Таким образом переселенцы решили сохранить память о малой родине. Так же бережно мариупольские греки хранят свой язык, традиции, культуру. Самыми знаменитыми потомками крымских греков, родившихся уже в Приазовье, стали художник А. И. Куинджи, ученый К. Ф. Челпанов, поэт Г. А. Костоправ, знаменитая бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина, лётчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, бывший мэр Москвы Г. Х. Попов и многие другие. Часть переселенцев так и не смогла привыкнуть к новым местам. Многие из них, пренебрегая запретами властей, возвратились в Крым и вместе с не переселившимися греками основали новую общину. В начале XIX века на полуострове проживало около трех тысяч греков. В то время всех христиан в Крыму насчитывалось примерно 14000 человек, следовательно, каждый четвертый из них был греком. Многие крымские греки сделали блестящую военную карьеру, особенно на службе в Российском морском флоте: контр-адмиралы И. Манто, М. Кумани, И. Антипа, вице-адмирал К. Кутров и др. Много лет был командиром Балаклавского греческого батальона подполковник Ликург Качиони — сын национального героя Греции, основателя крымской Ливадии, Ламброза Кацониса. Российское правительство активно привлекало крымских греков на государственную службу, используя их знание турецкого и татарского языков, местных традиций и обычаев. Многие греки назначались градоначальниками, полицмейстерами, переводчиками, землемерами и др. В середине XIX века в родословной книге дворян Таврической губернии насчитывалось более 80 греческих фамилий. Наиболее распространенным занятием греков в Крыму было мореплавание и рыболовство. У них были собственные суда, лодки и баркасы. Многие греки-купцы имели собственные коптильни и магазины, где продавалась рыба самых разных видов и способов приготовления. Во второй половине XIX века — начале XX веков в Крым переселяются и греки-земледельцы из османских провинций Румелии и Анатолии, причем переезжали даже целые села. Часть переселенцев из Румелии обосновалась в Старом Крыму. Многие из этих переселенцев начали в Крыму восстанавливать свои бывшие занятия: производство и переработка табака, виноградарство и виноделие, садоводство. Широкую известность приобрели табачные фабрики Стамболи — в Феодосии, Месаксуди — в Керчи. А симферопольский винопромышленник Г. Н. Христофоров за свою производственную и общественно-благотворительную деятельность получил дворянский титул и звание Почетного гражданина Симферополя. -- Перед 1918 годом в Крыму проживало уже около 25000 греков. Многие из них не имели российское подданства. Когда новая, советская, власть предложила им выехать на свою родину некоторые иностранноподданные греки покинули Крым. В годы войны с гитлеровской Германией греки особенно активно участвовали в партизанской борьбе, а Михаил Македонский даже командовал Южным соединением партизан Крыма. За помощь партизанам фашисты уничтожили деревни, где массово проживали греки — Шахмурзу, Армутлук, Пайляры, а греческая деревня Лаки была сожжена вместе с жителями. Однако греков, как и крымских татар, болгар и армян, объявили "пособниками оккупантов". "Чёрным днём" в новой истории крымских греков стало 27 июня 1944 года, когда в Узбекистан, Казахстан, Сибирь были депортированы 15040 греков. В 1970-х гг. более 200 семей возвращаются из ссылки, несмотря на официальные запреты, на свою малую родину, в т.ч. и в Старый Крым. Массовое возвращение греков в Крым началось в дни горбачевской перестройки. В настоящее время на полуострове существует 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин. Объединяет и координирует их деятельность Федерация греков Крыма. В Старом Крыму городское региональное греческое общество "Понтос" было создано в 1993 году. |
|
|