Старый Крым - город музеев |
Старокрымский литературно-художественный музей Знаменитые художники в Старом КрымуВ конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник Михаил Матвеевич Иванов. В январе 1780 года его, тогда уже академика живописи, командировали к наместнику южных губерний России, князю Потемкину, для изображения «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель», а также тех местностей, за которые Россия еще боролась. Иванов был зачислен в штаб Потемкина и даже получил чин премьер-майора. В 1783 году Иванов рисовал виды Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге. Музыкальный салон музея по моде 19-го века
Многократно посещал Старый Крым прославленный маринист Иван Константинович Айвазовский. Он не только навещал живущую здесь родную сестру, но и много делал для местной армянской общины, будучи сам по национальности армянином. Художник вместе с сестрой Анной построил новую армянскую церковь в Старом Крыму и собственноручно нарисовал для ее алтаря икону Пресвятой Богородицы. В санкт-петербургском Русском музее хранится рисунок «Фонтан в Старом Крыму», принадлежащий кисти Айвазовского. Другой знаменитый феодосийский художник Богаевский К. Ф. почти три года, в 1925-1927 годов, выполнял заказ Крымского комитета по охране памятников искусства — им создана большая серия акварелей и рисунков, изображающих Старый Крым и его исторические памятники. Богаевский Константин Фёдорович (1871-1943) — живописец и график, известен как мастер «фантастического пейзажа». Родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии. Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а история древней Киммерии. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи, которому тоже не подражает. Любопытный факт: Богаевскому во время занятий никак не давались рисунки натурщиков. Куинджи освобождал ученика от этих занятий, во время которых тот играл на гитаре. -- После окончания академии Богаевский побывал в Италии, Франции, Германии, Австрии, но убедился, что творить сможет лишь в Крыму. Возвратившись в Феодосию, он вскоре подружился со своим единомышленником М.Волошиным. Его оригинальные пейзажи пользовались неизменным успехом, а меценат Н. П. Рябушинский даже перестроил зал под декоративные панно Богаевского. В советское время он принимает активное участие в создании музея И.К.Айвазовского, затем музея древностей. Для этого музея Богаевский зарисовывал исторические памятники Бахчисарая, Судака, Алупки, Старого Крыма, Феодосии. В 1923 году он выпустил альбом автолитографий «Пейзажи Киммерии». Погиб Богаевский на улице Феодосии в 1943 году при бомбежке города во время войны. Напарником Богаевского в этой творческой старокрымской командировке был Максимилиан Волошин, чья многогранная деятельность заслуживает восхищениям художник, поэт, переводчик, литературный критик, философ, общественный деятель. Их многолетней творческое сотрудничество позволило открыть для многих суровую, местами фантастическую, красоту юго-восточного Крыма, в том числи и Старого Крыма. Не зря их обоих называют певцами Киммерии. Со Старым Крымом связано творчество и других известных художников, кстати, внуков Айвазовского: Ганзена и Латри. Этот город питает творческой энергией многих современных живописцев: С. Арефьеву, К. Асанова, Н. Барсамова, С. Григораша, В. Деркаченко, С. Матюшкина, Е . Нагаевскую, Р. Рустемова, В. Солощенко, Н. Якубова и многих других. Их картины постоянно экспонируются в Старокрымском литературно-кудожественном музее, который стал одним из центров культурной жизни не только города, но и всего региона. | | Литературно-художественный музей |
на верх страницы::Музейный комплекс::Старый Крым::на главную |