|
Судак под властью ОрдыВ начале 13-го века в Центральной Азии у монгольских кочевых скотоводческих племён образовалось раннефеодальное государство. Во главе этого государства стал талантливый и беспощадный полководец Темучин, он же Чингисхан ("великий хан"). Очень быстро монголы превратились в грозную хорошо вооружённую силу под единым командованием. И с самого начала своего существования монгольское государство выступило на путь внешнеполитической экспансии, захвата и порабощения других народов. Подвергнув страшному разгрому и опустошению государства Приамурья и Приморья, войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и вторглись в пределы Поднебесной империи. Разорив страну и усилив своё войско искусными китайскими военными инженерами, обучившими монголов штурму городов, Чингисхан повернул на запад.
Благодаря феодальной раздробленности, ослабившей силу сопротивления народов, монголо-татары, или татаро-монголы, как их принято называть, уже в первые десятилетия 13-го века завоевали Среднюю Азию и вторглись в Закавказье. Татаро-монгольское завоевание сопровождалось разрушениями городов и сожжением селений, массовым уничтожением или уводом в рабство жителей захваченных стран. Иначе и быть не могло: монголы действовали соответственно их способу существования - для скотоводства большие необитаемые пространства являются главным условием. Предводительствуемые лучшими полководцами Чингисхана темниками (темник - командир десятитысячного отряда в монгольском войске, от слова "тьма" - десять тысяч) Джебе и Субэдеем, передовые силы монголо-татар вышли в степи Северного Кавказа, разбили половцев и, преследуя их, уничтожающим смерчем, промчались по Тмутараканскому княжеству. Теперь перед ними был славившийся богатейшими портовыми городами и плодородием садов и виноградников полуостров, которые позже они назвали Крымом. 27 января 1223 г. после битвы на реке Калке, под стенами Судака впервые появились монгольские войска под предводительством Субэдэя и Джабэ. Это было первое и кратковременное появление татар в Крыму. Монгольское войско, перезимовало в Крыму, одновременно разорив большинство городов и поселений на полуострове, весной того же года отправилось на соединение с основными силами Чингиз-Хана - в Центральную Азию. В январе 1223 года монголо-татары захватили Сугдею. "В тот же день пришли впервые татары", - гласит запись по полях синаксаря (синаксарь - церковный календарь с рассказами о христианских мучениках) от 27 января 1223 года. Нашествие монголо-татар нанесло тяжёлый удар как самому Судаку, так и хорошо налаженным торговым связям его с другими странами, с русскими землями, а также с различными пунктами Черноморского побережья. Первое появление монголо-татар в Крыму носило характер кратковременного набега. Хотя в битве при реке Калке в мае 1223 года монголо-татары одержали победу над русскими и половецкими войсками (к слову сказать, роковую роль сыграло отсутствие единства среди русских князей), потери монгольских войск убитыми и ранеными были настолько велики, что они оказались не в состоянии продолжать поход на север и направились на восток против волжских болгар. Не достигнув успеха и там, они повернули назад, в Азию, и о них ничего не было слышно в Европе двенадцать лет. С уходом татаро-монголов из Крыма и всего Северного Причерноморья были восстановлены временно нарушенные торговые связи Судака, как и других центров полуострова, с заморскими странами и Русью. Но в 1236 году начался новый поход монголо-татарских орд на юго-восток Европы под предводительством внука Чингисхана - Батыя. Вторично татары пришли в Крым в 1239 году, предводительствовал внук Чингисхана (Тамерлана) хан Батый. Это событие также нашло отражение на полях синаксаря. В записи от 26 декабря 1239 года говорится: "В тот же день пришли татары". На этот раз татары надолго утвердились в Крыму, и Крымский полуостров стал улусом (провинцией) Золотой орды, созданного монголо-татарами государства. 26 декабря 1239 г. после похода в Северо-восточную Русь, монгольское войско Бату-Хана во второй раз появляется у Судака. Как и в прошлый раз, население в страхе перед завоевателями покинуло город. Часть монгольского войска, отдохнув на зимних пастбищах Крыма, ранней весной 1240 г. отправилась в поход на Киев и дальше в Западную Европу. После образования Золотоордынского государства, столице которого был город Сарай-Бату на нижней Волге, Судак, как и вся юго-восточная часть полуострова, входит в состав Крымского улуса Золотой Орды, администрация которого ежегодно с 1249 г. собирала дань в пользу золотоордынского хана. -- Уже во время первых набегов на Крымский полуостров татары начали понемногу оседать в Судаке, где они усваивали местную культуру, а некоторые из них даже принимали христианство. Так, в заметке на полях синаксаря под 1275 годом сообщается о смерти "рабы божьей Параскевы, татарки", в заметке под 1276 годом говорится о смерти "Иоанна христианина, татарина" и так далее. Зависимость Сугдеи от татар выражалась поначалу главным образом в уплате дани, которую местные правители - севасты - регулярно отвозили в ставку Батыя. Совершив набег, татары в основной своей массе уходили, и город оживал, возобновлялась торговля, снова отправлялись в разные концы караваны с товарами, отплывали корабли в далёкие края. В 1249 году, 27 апреля татары вынуждены были оставить судакские земли. Заметка на полях синаксаря от 27 апреля 1249 года гласит: "В тот же день очищено от татар всё... и сосчитал севаст (правитель) народ ... и праздновал торжественно". Судя по слову "очищено" и по всему тону заметки, можно предполагать, что уход татар из города был вынужденным, возможно, вызван восстанием. В последующее время зависимость Судака от татар ограничивалась, по-видимому, уплатой дани. Гильом Рубрук, посол французского короля Людовика-9 к монгольскому хану, монах-францисканец, посетивший Судак в 1253 году писал, что он не застал в городе властей. Местные начальники отправились к Батыю с данью и к моменту прибытия Рубрука в город ещё не вернулись. Вспомним, что на Руси, как правило, дань собирали татары и только города и княжества с номинальной зависимостью от Золотой орды (Новгород, Псков) отвозили туда дань сами. О значительной степени самостоятельности Судака говорит и чеканка им собственной серебряной монеты, так называемых содайских аспров ( Аспры – мелкие византийские серебряные монеты, по образцу которых чеканились серебряные монеты в некоторых других государствах, в том числе и Золотой орде). В период своего утверждения в Крыму татары находились на низкой ступени материальной и духовной культуры и оставались почти на том же уровне развития и в последующие несколько столетий. Даже в 16-ом веке основным занятием крымских татар было полукочевое скотоводство. "Жизнь татар ... первобытная, пастушеская, - рассказывал писатель 16-го века Михаил Литвин, - ... Они не имеют ни изгородей, ни домов, только передвижные палатки из прутьев и камыша ... Землю, даже самую плодородную, они не обрабатывают, довольствуясь тем, что она сама приносит, то есть травою, которая служит кормом для скота". Само скотоводство носило у татар чрезвычайно примитивный характер. "Скот и лошади, - сообщает Литвин, - даже зимой пасутся ... под открытым небом; если они, переутомлённые работой, исхудалые и истощённые, отпускаются на пастбище, то "откармливаются ... травой, добытою из-под снега ударами копыт". Крайне низкий уровень производительных сил у татар обусловил исключительно большую роль войны в их жизни. Война ради грабежа, ради захвата в плен жителей разорённых сёл и городов с целью продажи пленников в рабство - таков был один из важнейших "промыслов" крымских татар. Естественно, что завоевание Крыма татарами не могло на иметь пагубных для этого края последствий. Хотя торговля с приморскими городами полуострова приносила тарамам большие выгоды, хотя татары взимали с них немалые торговые пошлины золотом и товарами, тем не менее, время от времени они совершали набеги на эти города. Особенно опустошительным был набег татарского темника Ногая. В 1298 году, как сообщает арабский источник, он "пришёл в Судак с большим войском и приказал жителям Судака, чтобы все, которые были за него, вышли за город со своими людьми и со своим имуществом ... Потом он приказал войскам окружить город и стал требовать к себе одного за другим, истязал его и отбирал всё его имущество, а затем убивал его, так что умертвил всех, кто остался в городе. После этого он поджёг город и уничтожил его дотла". Татарские набеги на Судак повторялись и в дальнейшем. Например, только за 30 лет (1308-1338 годы) их было пять. В результате город начал хиреть. Набеги привели к резкому сокращению населения города и значительно подорвали его экономику. Известный арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший Судак в 30-х годах 14-го века, сообщает: "Это один из городов кыпчацкой степи, на берегу моря. Гавань его одна из самых больших и самых лучших гаваней. Вокруг него сады и воды ... Большая часть домов его деревянные. Город этот (прежде) был велик, но большая часть его была разрушена...". Набеги татар на Сурож способствовали усилению его соперницы – генуэзской Кафы, которая стала центром владений Генуи в Крыму с конца 13 века. С этого времени генуэзцы начали проводить политику постепенного сокращения и вытеснения венецианской торговли на Чёрном море. на верх страницы::Судакская крепость::Неизвестный Крым::на главную |
|
|