|
Судак турецкого периода. Полукруглая башня и храмСудак турецкого периодаВремя властвования генуэзцев в Судаке длилось с 1365 по 1475 гг. После падения Константинополя в 1453 г. и захвата турецкими султанами черноморских проливов связь черноморских колоний с метрополией значительно усложнилась. Чёрное море постепенно превращалось во внутреннее море Османской империи. 31 мая 1475 г. к Крыму подошла эскадра турецкого полководца Кедук Ахмед Паши. Первоначально турецкое войско осаждает Каффу - столицу генуэзских колоний на Черном море. После трехдневного сопротивления предатели открыли ворота города. В отличие от Каффы, жители Судака мужественно защищали свой город. Последние защитники Солдайи закрылись в одной из самых больших церквей в городе и продолжали защищаться, но турецкие солдаты обложили здание хворостом и подожгли его, защитники задохнулись от дыма. Находясь под властью Османской империи, Судак стал центром судебно-административного округа - кадылыка, простиравшегося по южному побережью Чёрного моря до Алушты включительно. Местные жители не покинули город и продолжали проживать в нем. По переписи 1542 г. в городе проживало 240 греческих 27 армянских и 24 мусульманские семьи. Для защиты крепости турки разместили там гарнизон, состоящий всего из 10 солдат. Этого количества воинов едва хватало для защиты полуразрушенных стен Судака.
В первой половине 17 в. когда в Крым стали направлять свои походы запорожские казаки, жители города в страхе перед военной опасностью разбежались по окрестным деревням, находившемся вдали от побережья. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Судак во второй половине 17 в. уже не застал здесь ни одного мирного жителя. Он увидел здесь только 50 турецких солдат, которые должны были наблюдать за передвижением казацких судов-чаек. В турецкий период в Судаке было построено две большие мечети, одна из которых находилась в центральной части крепости и называлась Аджу-Бей-Джами, фундаменты которой открыты археологами в 1991 г. Во время первой (1768-74 гг.) русско-турецкой войны в 1771 г. отряд российских войск без боя занимает Судак. В период между 1-ой и 2-ой русско-турецких войн, в Судаке кой крепости был расквартирован военный гарнизон, состоявший из кавалерийской роты Кирилловского полка. Гарнизон должен был защищать город, перешедший по Кючук-Кайнарджийскому договору к Российской империи, от возможного нападения войск крымского хана, до присоединения Крыма к России в 1783 г. Во время строительства пяти казарм для российского гарнизона в крепости были окончательно разрушены сохранившиеся к тому времени на территории крепости постройки. Гарнизон простоял в Судаке до 1816г. На месте «Кирилловских казарм» установлены две пушки, имеющие свою особую историю. Во время Крымской войны в 1854 г. в виду Судака двумя английскими линейными кораблями был подбит и затонул российский фрегат. За спасение команды корабля, казны и артиллерии начальнику судакского порта Паскевичу командиром затонувшего фрегата были подарены два орудия, которые прежде чем попали в музей, украшали вход на дачу Паскевича. -- Полукруглая башня и храмНа расстоянии 47 метров от башни Джудиче высится единственная в крепости башня полукруглой, точнее, неправильной овальной формы, которая называется Круглой башней. Эта башня была двухэтажной, однако второй этаж не сохранился. При воссоздании облика средневекового города следует учитывать изменение его границ. Войны и другие обстоятельства «раздвигали» и «сужали» город, соответственно и крепостные стены находились в «движении», меняли свою конфигурацию. Исчезали одни и появлялись другие посады. Особенно это характерно для городов с многовековой историей, каким была Сугдея – Солдайя. Под основанием Круглой башни в 1929 году вскрыта более древняя стена, идущая в ином направлении, чем стены генуэзской крепости. Полукруглая башня (бастея), рядом с которой мы находимся, единственная башня круглых очертаний в Судакской крепости. Относится к генуэзскому периоду и возведена в сер. XV в. Во время раскопок 1928 г. под вымосткой внутри башни были открыты фундаменты более ранней трех стенной башни, разрушавшейся из-за износа фундаментов около 1455 г. Верхняя часть стен башни, как и на других подобных башнях Крыма, была украшена аркатурными поясами. К середине XV в. распространяются большие осадные пушки. Полукруглые очертания башни позволяли каменным стенам лучше противостоять ударам ядер огнестрельных орудий. Форма и конструктивные особенности башни полностью соответствуют подобным сооружениям генуэзской крепости Чембало (на окраине современной Балаклавы).
Храм, фундаменты которого, раскопаны археологами в 1989-90 гг. был построен в XIII в. греческой христианской общиной Сугдеи. К этому времени относится восточное помещение. Храм представлял собой обычную, для византийской архитектуры ХП-ХУ вв., однонефную постройку с полукруглой апсидой на востоке. Это был самый распространенный тип восточно-христианского приходского храма. Алтарная часть отделялась от основной части храма невысокой каменной алтарной преградой с одним проходом в центре. Привычных для нас высоких иконостасов в то время не было. Они появились впервые на Руси в эпоху Андрея Рублева и после этого распространились по всему православному миру. Вдоль стен храма расположены каменные скамьи, что также необычно для современных православных храмов. Однако церковными предписаниями в позднем средневековье такие скамьи разрешалось сооружать для отдыха прихожан во время утомительных ночных богослужений. Объем песнопений во время всенощного бдения в те времена многократно превышал современный. Такое богослужение на ногах мог выдержать не всякий священник. Для отдыха прихожан во время таких богослужений как раз и предназначались каменные скамьи. В золотоордынский период часть храмов Сугдеи было заброшено, в том числе и этот. Уже при генуэзской власти храм был восстановлен и использовался армянской общиной города. Именно тогда к его западной стене пристраивается почти квадратное сооружение. Его сооружение связано с особенностями армянского богослужения. В Армении, которая долгое время была под властью иноземных захватчиков, сформировалась своеобразная традиция. Во время литургии никто из прихожан не должен был видеть обряд пресуществления даров — самой священной части христианского богослужения. Это делалось с той целью, чтобы никто из язычников случайно не оказался его свидетелем. Прихожане ожидали выноса святых даров (освящённого хлеба и вина) в специальном притворе - гавите, который иногда по площади превосходил размеры самого храма. Гавит этого храма использовался также с целью погребения наиболее знатных представителей армянской общины Судака. на верх страницы::Судакская крепость::Неизвестный Крым::на главную |
|
|